05.11.2025
Россия — Китай: курс на укрепление сотрудничества
На днях в Пекине прошла двусторонняя встреча между премьер-министром России Михаилом Мишустиным и председателем КНР Си Цзиньпином. Лидеры обсудили стратегические вопросы и обозначили векторы развития отношений.

📌 О чем договорились:
— расширять авиасообщение между странами ✈️
— содействовать сохранению стабильности в Арктике
— усиливать координацию инициатив «Большое Евразийское партнёрство» и «Один пояс, один путь»
— улучшать структуру взаимной торговли, делая ставку на агроэкспорт, е-коммерцию и продукцию первичной переработки 📦
— развивать расчеты в нацвалютах
— продвигать цифровизацию через «умную таможню» 📲
— улучшать инфраструктуру на пунктах пропуска

04.11.25
🇷🇺 🇨🇳 Премьер-министр России Михаил Мишустин и председатель КНР Си Цзиньпин провели двустороннюю встречу в Пекине.

В опубликованном по итогам переговоров коммюнике указано, что стороны

⁃ выступили за расширение авиасообщения между двумя странами;
⁃ договорились содействовать сохранению мира и стабильности в Арктике;
⁃ продолжат работу над координацией проектов Большого евразийского партнерства и "Один пояс, один путь";
⁃ согласны улучшать структуру взаимной торговли, используя потенциал таких точек роста двустороннего товарооборота, как электронная коммерция, сельское хозяйство и продукция первичной переработки;
⁃ договорились сохранять прогресс в области расчетов в национальных валютах;
⁃ будут расширять сотрудничество в области "умной таможни";
⁃ условились принимать меры по улучшению инфраструктуры пунктов пропуска.
31.10.25
Опасные грузы — по новым правилам
С 1 марта 2026 года вступит в силу обновлённый порядок выдачи разрешений на автоперевозку опасных грузов. Минтранс уже подготовил соответствующий проект.

📋 Что меняется?
— Разрешения теперь централизованно оформляет Ространснадзор
— Всё будет фиксироваться в электронном реестре
— Срок действия — до 1 года
— Бумажный документ потребуется только для международных перевозок
— Всё строго по ДОПОГ

📍 В проект включили:
– порядок согласования маршрутов,
– причины возможного отказа,
– правила установления постоянных маршрутов.

⚙️ Процессы цифровизируют, а межведомственное взаимодействие упрощают.
Результат: меньше бумажной волокиты, выше прозрачность, быстрее согласования.
30.10.25
Мал, да значим: последствия дефицита чипов в мировой торговле

Автомобильная отрасль Европы на грани остановки. Что случилось? Нет чипов для автомобилей. Их запаса хватит всего на несколько дней. В числе тех, кто может быть вынужден остановить конвейеры, BMW Group, Fiat, Stellantis, Volkswagen Group и другие.

Как это произошло?

Проблему дефицита чипов усугубил торговый конфликт между Китаем и Нидерландами. Значительную часть чипов европейские автопроизводители закупали у Nexperia. Ее главный завод расположен в Нидерландах, но принадлежит организация китайской компании Wingtex. В середине октября нидерландские власти приняли решение о национализации завода Nexperia. Правительство Нидерландов применило закон «О доступности товаров», чтобы обеспечить доступ к чипам в Европе в условиях растущей торговой напряженности между США и ЕС, с одной стороны, и Китаем — с другой. Власти Китая раскритиковали действия нидерландского правительства и запретили экспорт чипов Nexperia.

В итоге сейчас европейские автопроизводители работают на остатках имевшихся запасов чипов, которые уже подходят к концу.

Альтернативных поставщиков чипов найти можно. Но чтобы создать их достаточный запас, потребуются месяцы. А отрасль не может позволить себе ждать так долго.

Кстати говоря, японская Honda уже приостановила производство своих автомобилей в Мексике на неопределенный срок из-за нехватки полупроводников Nexperia, поставляемых партнерами японского концерна. В компании усиленно работают над минимизацией последствий дефицита.
29.10.25
Китайский ответ SWIFT-у
🇨🇳 Китай запустил систему трансграничных расчетов Renminbi Digital - собственную альтернативу SWIFT, но для расчетов в цифровых юанях.

Она удобна для компаний, которые торгуют с Китаем и хотят обойти долларовую систему. Пока Renminbi Digital доступна в странах АСЕАН, на Ближнем Востоке, в России и других государствах СНГ.

Между тем цифровой юань – это токен, который обращается в китайском государственном блокчейне. Выпускает в такой форме деньги Народный банк Китая, он же контролирует их оборот.
В 2025 году через китайскую систему трансграничных расчетов пройдет оборот, эквивалентный более $90 млрд. Фактически, Пекин создал инфраструктуру, способную обойти западные санкционные фильтры и обеспечить финансовый суверенитет в торговле с партнёрами из стран БРИКС и Евразии. Если Renminbi Digital начнёт массово использоваться, это станет серьёзным шагом к ослаблению глобальной роли доллара и усилению Китая в формирующемся многополярном финансовом порядке.
28.10.25
Внимание! Граница закрывается!

🇱🇹 Власти Литвы подготовили план полного закрытия границы с Белоруссией, который намерены принять 29 октября.
Премьер-министр страны Инга Ругинене сделала следующее заявление на этот счет:
"План действий по закрытию границы подготовлен и обсужден на заседании правительственной комиссии по национальной безопасности. В среду состоится заседание кабинета, полномочия которого позволяют ввести его в действие".
Причина такого решения – постоянные инциденты с проникновением на территорию Литвы метеорологических зондов с табачной контрабандой.
Кроме того, президент Литвы Гитанас Науседа предложил ограничить транзит в Калининградскую область.

25.10.25
Что в 19-ом пакете?
🇪🇺 ЕС официально утвердил 19-й пакет санкций против РФ. Он направлен на ограничение российских доходов от энергетического сектора, усиление финансовых ограничений и ужесточение контроля за обходными схемами через третьи страны.

Ограничения распространены на восемь банков и фининститутов из третьих стран. Также в санкционный список включили «дочки» ВТБ в Белоруссии и Казахстане.

В санкционные перечни ЕС также внесены 45 новых организаций, 17 из которых расположены в третьих странах. 12 организаций находятся в Китае (включая Гонконг), три — в Индии, две — в Таиланде.

Также Евросоюз ввел ограничения на передвижение российских дипломатов.

На финансовых и торговых санкциях остановимся подробнее.

🔸 Финансы и криптоактивы
• ЕС зафиксировал рост использования криптовалют для обхода санкций.
• Под санкции попали разработчик, эмитент и торговая платформа рублевого стейблкоина A7A5. Все операции с этим активом запрещены на территории ЕС.
• Под транзакционный запрет попали 8 банков и нефтетрейдеров из Таджикистана, Кыргызстана, ОАЭ и Гонконга.
• Также внесены пять российских банков — «Истина», «Земский банк», «Абсолют банк», «МТС банк» и «Альфа-банк».
• В санкционный список включены четыре банка из Беларуси и Казахстана — за участие в альтернативных системах расчётов с Россией.
• ЕС запрещает взаимодействие с российскими платежными системами «Мир» и «СБП».
• Усилены ограничения на деятельность компаний в девяти российских особых экономических зонах.

🔸 Торговля и экспорт
• Введены ограничения против 45 компаний, поддерживающих российский ВПК — включая поставщиков станков с ЧПУ, электроники, дронов и технологий.
• Из них 17 находятся за пределами России — 12 в Китае (включая Гонконг), 3 в Индии и 2 в Таиланде.
• Расширен список товаров под экспортным запретом: микроэлектроника, химикаты для пороха, металлы, оксиды, резиновые изделия, трубы, шины, стройматериалы.
• Вводится запрет на закупку и импорт всех ациклических углеводородов, важных для нефтехимического сектора.
• В санкционный список добавлен крупнейший золотодобытчик России — ПАО «Полюс».

Что касается компаний из списка, то практически все они уже находятся под блокирующими санкциями США. К тому же, если брать банковский сектор, в основном это дочерние структуры тех банков, что уже под полномасштабными ограничениями.

24.10.25
Что ЕС запретил ввозить в Россию?

🇪🇺 В рамках 19-го пакета санкционных ограничений против России Евросоюз запретил ввозить в страну следующие товары.

⁃ Биде, унитазы, бачки для смыва и аналогичные санитарно-технические изделия из пластмасс (кроме ванн, душевых кабин, раковин, умывальников, сидений и чехлов для унитазов)
⁃ Одежду и обувь, имеющие признаки значительного износа и представленные в тюках, мешках или аналогичной упаковке
⁃ Ленты для пишущих машинок, наконечники для ручек и острия перьев
⁃ Обои и оконные прозрачные пленки
⁃ Калькуляторы, машины для выдачи билетов, кассовые аппараты
⁃ Пуговицы, кнопки-застежки, оснастки крепежей и пресс-шпильки, формы и заготовки для пуговиц, прочие части этих изделий
⁃ Гаечные ключи, напильники, рашпили, плоскогубцы (включая кусачки), щипцы, пинцеты, ножницы для резки металла, труборезы, болторезы, перфораторы
⁃ Оптические прицелы для оружия
⁃ Камеры для аэрофотосъемки, подводной съемки, хирургического исследования внутренних органов человека, химические препараты для производства фотографий
⁃ Мотоциклы и велосипеды стоимостью более €5 тыс.
⁃ Тяговые механизмы для фуникулеров
⁃ Трехколесные велосипеды, самокаты, игрушечные педальные машинки, игрушки с моторчиком, коляски для кукол и самих кукол, игрушки-головоломки
⁃ Привитые и непривитые живые растения, их черенки и отводки. Свежие, окрашенные, сухие, отбеленные или в любом другом состоянии

Кроме того, Евросоюз ограничил экспорт соли, цемента, серы, земли и камня в Россию. Также санкций касается экспорт серы, штукатурных материалов и извести.

Хочется отметить, что некоторые из товаров, попавших в список ограничений, уже и так были запрещены к ввозу. Те же, что оказались в перечне впервые, теперь, по всей видимости, будут завозиться в РФ по механизму параллельного импорта при их востребованности на рынке.

В целом сейчас рынок достаточно быстро адаптируется к происходящим изменениям.
Да и объемы торговли с Европой в настоящее время совсем не те, что прежде, чтобы проблема таких ограничений была по-настоящему серьезной. Так, по данным за январь-август текущего года, товарооборот между странами ЕС и Россией сократился на 10,8% в годовом выражении и составил 39,8 млрд. евро. Поставки из Евросоюза в РФ упали на 7% до 17,7 млрд. евро. Тогда как в далеком 2021 году внешнеторговый оборот между Россией и странами ЕС составлял 247,8 млрд евро, а импорт из Евросоюза достигал 89,3 млрд евро.
23.10.25
Цитата дня
Минфин и Банк России договорились о легализации расчетов в криптовалюте во внешней торговле.
"Мы считаем, что это направление должно быть легализовано, должно получить законодательное регулирование этой сферы деятельности. И тем самым мы вместе с Росфинмониторингом, со службами контроля сможем обеспечить и навести порядок в этом секторе", — сказал министр финансов Антон Силуанов.

По словам главы ведомства, вместе с легализацией этого рынка необходимо усиление контрольных функций со стороны регулятора.

11.10.25
Важное за прошедший день

🚛 Авто
• Очередь из грузовиков на выезд из Беларуси в Польшу с каждым днем увеличивается. В единственном открытом на белорусско-польской границе грузовом пункте пропуска "Козловичи" зарегистрировано в электронной очереди около 3500 транспортных средств.
• Россия отменила миграционное ограничение, касающееся правила нахождения без регистрации не более 90 дней в году для водителей Казахстана, осуществляющих международные грузовые и пассажирские перевозки.
09.10.25.
Китай ужесточает экспортный контроль в сфере редкоземельных металлов

Правительство Китая ужесточило экспортный контроль в сфере критически важного минерального сырья.

❌ Теперь иностранные поставщики обязаны получать разрешения на экспорт ряда товаров с некоторыми редкоземельными металлами (РЗМ), происходящими из Китая, если на них приходится не менее 0,1% общей стоимости товара. Товары, произведенные с использованием определенных технологий из КНР, также будут предметом экспортного контроля. Оба ограничения распространяются на товары, выпущенные за пределами страны.

Заявки на экспорт товаров, предназначенных или, вероятно, предназначенных для таких целей, как проектирование, разработка, производство или использование оружия массового поражения и средств его доставки, террористические цели, военное применение или укрепление военного потенциала, одобряться не будут.

Заявки на экспорт товаров, предназначенных для исследований и разработок, производства логических микросхем с технологическим процессом 14 нанометров или ниже, чипов памяти с числом слоев 256 или выше, а также производственного оборудования, испытательного оборудования и материалов для производства таких полупроводников или разработки искусственного интеллекта с потенциальным военным применением, будут рассматриваться в индивидуальном порядке.
Кроме того, власти КНР запретили экспорт без специального разрешения технологий, связанных с добычей, плавкой и разделением редкоземельных металлов, производством магнитных материалов, а также переработкой и использованием вторичных редкоземельных ресурсов. Ограничения затрагивают также технологии, связанные со сборкой, наладкой, техническим обслуживанием, ремонтом и модернизацией производственных линий для соответствующих материалов.
Структурам из китайского списка экспортного контроля, включая их дочерние предприятия и компании, в которых они владеют мажоритарной долей, в большинстве случаев не разрешат экспорт товаров и технологий двойного назначения.

📆 Некоторые из ограничительных мер вступили в силу 9 октября, остальные - 1 декабря.
07.10.25.
⚡️ Важное за прошедший день:

🌏 В мире
• Министерство транспорта Катара объявило о временной приостановке всех перемещений морских судов в связи с «техническим сбоем» произошедшим в системе GPS, который может повлиять на точность навигационного оборудования и безопасность судоходства.
• Погранично-таможенная служба США опубликовала разъяснения по уплате новых сборов с судов, имеющих отношение к Китаю, которые вступают в силу с 14 октября и являются частью борьбы США за сокращение зависимости от судов китайского производства и развитие собственного судостроения.
• Национальный банк Молдавии сообщил о присоединении страны к Единой зоне платежей в евро.

🚦 Перевозки
• В первом полугодии 2026-го года Казахстан и Кыргызстан присоединятся к обмену данными, полученными по итогам транспортного контроля на внешней границе Союза через интегрированную информационную систему (ИИС) ЕАЭС. Сейчас такой информационный обмен, который позволяет отслеживать грузовые потоки, действует между Россией и Беларусью. При этом одновременно страны ЕАЭС обсуждают переход на электронные международные транспортные накладные (e-CMR) и внедрение электронного формата для специальных разрешений на проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств.

🚛 Авто
• На дорогах Северной Осетии скопилось 1200 большегрузов, 660 единиц автотранспорта припаркованы на стоянках.

✈️ Авиа
• С 29 ноября 2025 года казахстанский лоукостер FlyArystan начнет выполнять авиарейсы из Актау в Дубай и в обратном направлении.

🚂 Ж/д
• Ставки аренды в рамках долгосрочных контрактов на самый массовый тип грузового подвижного состава – полувагоны (нагрузка 23,5 тс) – в августе снизились почти втрое в годовом выражении и достигли 900 руб. в сутки.
• За январь – сентябрь 2025 года общий объём погрузки на железной дороге в Нижегородской области составил почти 9,7 млн тонн, увеличившись на 5,6% по сравнению с тем же периодом 2024 года.

🛳 Море
• В августе 2025 года грузооборот портов Каспийского бассейна вырос на 42,9% относительно показателя августа 2024 года. Экспорт увеличился на 53,2%, импорт – на 68%, транзит – на 0,7%. В каботаже было перевалено на 50% больше, чем годом ранее. В августе 2025 года доля Каспийского бассейна в общем грузообороте всех морских портов России соответствовала 1,2%. В августе 2025 года доля порта Астрахань в общем грузообороте Каспийского бассейна составляла 42,2%, Махачкала обработала 37,9%, на Оля приходилось 19,8%.
• Концепция развития грузоперевозок по Амуру предусматривает рост объемов до 4–7 млн тонн к 2040 году.

💱 Мировая торговля
• Товарооборот между Россией и Казахстаном в январе-июле 2025 года составил 14,4 млрд долларов, на 7,2% меньше, чем годом ранее. В том числе на поставки товаров из Казахстана в Россию приходилось 4,5 млрд долларов (-17,3%). Отгрузки из России в Казахстан составили почти 10 млрд долларов (-1,9%).
06.10.25
Перевозки контейнеров в полувагонах нынче не те

Помните времена, когда схема перевозки контейнеров из Китая в освободившихся из-под экспорта полувагонах стала настоящим спасением для импортных поставок в условиях дефицита фитинговых платформ?

По прошествии нескольких лет ситуация изменилась. Схема по-прежнему используется РЖД. Однако условия уже другие: растет спрос на экспорт в контейнерах, а вместе с ним и на фитинговые платформы, спрос на вывоз импорта в полувагонах, наоборот, снизился. Сохранился лишь спрос на перевозки контейнеров в полувагонах с последующей перевалкой на платформы. Основной стимул для использования полувагонов при перевозках контейнеров – коммерческие условия. Скидки с тарифа ОАО «РЖД» и льготные коммерческие условия, предоставляемые собственниками полувагонов, позволили сохранить привлекательность сервисов.

Итак, рыночные ставки на перевозки с использованием полувагонов остаются меньше, чем при перевозках на фитинговых платформах без перегруза. При этом эффективность перевозок в полувагонах с перегрузом в пути следования ниже, так как требует дополнительной маневровой работы на терминалах перегруза, увеличивает оборачиваемость фитинговых платформ и полувагонов, требует дополнительных затрат на крепление/раскрепление контейнеров.

Вместе с тем РЖД настаивает на дополнительной индексации тарифов на контейнерные перевозки и одновременно выступает за сохранение схемы импорта в полувагонах.

Хотя такое решение выглядит нецелесообразно. В перспективе до 2035 года прогнозируется потенциал роста экспорта грузов в контейнерах (+820 тыс. TEU к уровню 2024 года) существенно выше импорта (+524 тыс. TEU к уровню 2024 года) и дисбаланс экспортно-импортных грузопотоков не сохранится. В этих условиях предложения о предоставлении скидки на перевозки контейнеров в полувагонах из портов и ж/д пограничных пунктов пропуска на период 10 лет уже выглядят необоснованными и создают риски искажения технологии и рыночных условий перевозок в долгосрочной перспективе.

Сегодняшняя ситуация, когда все больше грузов на экспорт отправляется по железной дороге в контейнерах, создает дисбаланс: фитинговые платформы простаивают на сети как избыточные, постепенно образовываются локальные дефициты такого парка под экспорт на восток. Все чаще грузоотправителям приходится использовать на дальнем плече автотранспорт, который, между прочим, в обратную сторону забирает и импортные контейнеры из Китая.

Напомним, что еще в 2023 году участники рынка оценивали схему перевозок импорта в полувагонах как краткосрочный проект, который при игре в долгую может разбалансировать грузопотоки.

При этом нельзя не отметить общую озабоченность участников рынка тем, что в целом перевозки контейнеров на РЖД в 2025 году снизились. И ситуация продолжает ухудшаться.

23.09.25
Первый контейнерный экспресс-маршрут из Китая в Европу по Севморпути

Завтра судоходная компания Zhejiang Seaport Logistics Group Co. отправит первый контейнеровоз из порта Нинбо-Чжоушань в Китае в город Феликсстоу в Великобритании по Северному морскому пути. Судно пройдет через Арктику и прибудет в место назначения примерно 10 октября.

Это регулярный контейнерный сервис через Северный морской путь и первый в мире арктический экспресс-рейс из Китая в Европу.

СМИ уже назвали его началом новых логистических реалий в глобальной торговле, новой осью международной торговли, а также маршрутом, имеющим стратегическое значение для оптимизации глобальных цепочек поставок и способным существенно изменить расстановку сил в международной торговле и логистике.

Для Китая организация такого рейса – это, прежде всего, экономическая выгода.

Новый маршрут через Северный ледовитый океан позволяет сократить сроки поставки до крупнейшего контейнерного британского порта Феликсстоу до 18 суток — против 25 дней грузовым поездом Китай—Европа, 26 дней морского маршрута Нинбо-Чжоушань—Вильгельмсхафен (Германия) и 40 дней через Суэцкий канал. Путь позволяет сократить расстояние на 15-20% по сравнению с традиционным —через Суэцкий канал. Это не только экономит время, но и снижает издержки.

🔄 Диверсификация грузопотоков

Южное направление, или Морской Шелковый путь XXI века, становится все более рискованным. Из-за глобальных конфликтов под угрозой импорт в КНР полезных ископаемых и продовольствия из стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии. Новый маршрут позволит диверсифицировать транспортные потоки.

💼 Политический шаг

Пекин демонстрирует, что готов активно использовать Арктику в качестве стратегического транспортного коридора.

❔ Что дальше?

В ближайшие годы СМП, вероятно, останется преимущественно ресурсным коридором для перевозки российских углеводородов и другого сырья. Но в перспективе 15-20 лет он способен превратиться в конкурентоспособную альтернативу традиционным южным маршрутам. В любом случае СМП —это уже не экзотика, а элемент мировой торговли.
22.09.25
Коротко по делу

Автомобильный пункт пропуска Суйфэньхэ оборудовали площадкой для перевалки опасных грузов. Работа нового транспортного коридора на погранпереходе позволила сократить расходы китайских импортеров на 25%.
11.09.25
Еще один пункт пропуска между Россией и Китаем

В ближайшие годы на российско-китайском участке границы могут запустить еще один пункт пропуска. Речь идет о погранпереходе «Джалинда/Ляньинь», который уже работал раньше, но был закрыт из-за низкого грузового и пассажирского потоков. Теперь его работу хотят возобновить, но уже с расчетом на проведение здесь ж/д перехода.

Кстати говоря, с китайской стороны пограничный переход «Ляньинь» находится в высокой степени готовности.

👷 Что уже сделано?

На территории пункта пропуска площадью более 30 тыс. кв. метров оборудованы
∙ зоны досмотра грузов и таможенного склада,
∙ объекты для карантинной обработки и предварительного перехвата,
∙ контрольно-пропускной пункт «второй линии»,
∙ необходимая инженерная инфраструктура (дизель-генераторная, пожарные насосы),
∙ административные помещения.

Проектные мощности пограничного перехода достигают 80 тыс. пассажиров и 1 млн. тонн грузов в год.

🤔 А что Россия?

С российской стороны к работам по модернизации пункта пропуска «Джалинда» планировали приступить только во второй половине этого года. Как следствие, трансграничное сообщение на участке «Джалинда/Ляньинь» в лучшем случае может возобновиться лишь где-то в следующем году.

Одновременно «Железные дороги Якутии» начали восстановление заброшенной железнодорожной ветки «Сковородино-Рейново» длиной 68 км, которая станет частью будущего железнодорожного перехода «Джалинда-Мохэ». Эти мероприятия рассчитывают завершить до конца 2027-го года.

Сроки строительства самого трансграничного моста пока не озвучиваются.

Новый транспортный коридор с Китаем прежде всего актуален для Якутии, которая благодаря ему получит сокращение логистического плеча при доставке сырья в КНР на 2 тыс. км.

🛤 Каков проект?

Сам проект строительства еще одного железнодорожного моста между Россией и Китаем «Джалинда-Мохэ» с созданием пункта пропуска через границу предполагает два этапа.

1️⃣ На первом этапе стороны рассчитывают возобновить работу смешанного пункта пропуска. Он будет обслуживать автомобильные перевозки, а запустят его по временной схеме: в летний период пересечение границы будет осуществляться на паромах, в зимний — по специальному наплавному мосту. ПП сможет принимать до 5 млн. тонн грузов в год.

2️⃣ На втором этапе планируется построить и запустить железнодорожный мост, после чего пропускная способность этого участка границы увеличится до 20 млн. тонн в год.

Детали проекта уже практически полностью разработаны и до конца года Россия и Китай могут подписать соответствующее соглашение.
09.09.25
ТЛЦ «Селятино» расширят

Транспортно-логистический центр (ТЛЦ) «Селятино», который расположен в Наро-Фоминском городском округе Подмосковья, расширят.

Предполагается, что в результате реализации проекта через ТЛЦ будет проходить порядка 40% всего экспорта АПК Подмосковья, а экспорт с Китаем увеличится втрое — со 180 тысяч тонн до 550 тысяч тонн.

Напомним, ТЛЦ «Селятино» - ключевой объект международного проекта CRK Terminal (China-Russia-Kazakhstan Terminal) в России. CRK — это трехсторонний проект Подмосковья совместно с Китаем и Казахстаном по развитию транспортного маршрута и инфраструктуры в рамках продвижения и углубления китайско-казахстанско-российского торгового сотрудничества.
08.09.25
Граница с Китаем: новый ТЛЦ с контейнерным терминалом и ж/д пункт пропуска

В Забайкальском крае реализуют сразу несколько важных логистических проектов, направленных на развитие грузовых перевозок с Китаем. Соответствующие соглашения были подписаны в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке.

1️⃣ Первый

Строительство вблизи границы с Китаем транспортно-логистического центра, который будет включать в себя контейнерный и навалочный терминалы, а также железнодорожную инфраструктуру для приема поездов по широкой (1 520 мм) и узкой (1 435 мм) колее. Комплекс сможет обслуживать поезда, прибывающие как с российской, так и с китайской стороны.
Кроме того, в рамках проекта запланировано создание промышленной зоны с готовой инженерной и транспортной инфраструктурой для запуска совместных с Китаем или ориентированных на Китай производств.

2️⃣ Второй

Создание еще одного железнодорожного пункта пропуска на границе с Китаем: строительство железнодорожного моста через реку Аргунь, моста через реку Урулонгуй, подъездных железнодорожных линий, контрольно-пропускных пунктов и досмотровых площадок для грузов. Правда, помимо железнодорожного моста через реку, необходимо еще проложить более 190 км соединительных железнодорожных путей.
01.09.25
Минус еще один китайский банк для расчетов с РФ

Один из последних китайских банков, готовых открывать корреспондентские счета российским неподсанкционным кредитным организациям, – Heihe Rural Commercial Bank перестал принимать платежи из России.

🇪🇺 19 июля совет ЕС ввел санкции против Heihe за якобы предоставление услуг, связанных с криптоактивами и существенно подрывающих цель антироссийских ограничений. Решение вступило в силу 9 августа, с этого момента лицам ЕС запрещено участвовать в любых операциях с китайским банком.

Стоит отметить, что Heihe — небольшой сельский банк, который после ухода крупных западных игроков начал активнее предоставлять услуги для российского малого и среднего бизнеса. В основном он проводил небольшие операции и не способен обрабатывать крупные платежи в ключевых отраслях экономики.
20.08.25
Как оптимизировать обработку грузов на границе с Китаем?

🇨🇳 Вчера советник президента РФ Игорь Левитин высказался насчет оптимизации логистики с Китаем. Он предложил схему, которая могла бы разгрузить железнодорожные пункты пропуска на границе с КНР.

🚞 Ее суть заключается в том, что российские ширококолейные составы с грузами заходили бы на 70-100 километров на территорию КНР, а китайские узкоколейные составы - на территорию РФ, чтобы осуществлять необходимые надзорные функции за пределами погранпереходов.

Левитин напомнил о подобной практике в СССР. Такая схема работы с другими государствами позволяла избегать пробок на границе, так как вся «перевалка» шла за территорией пунктов пропуска.

Советник президента также сделал акцент на том, что Россия и Китай должны работать над построением независимой транспортной логистики, которая будет неуязвима для недружественных действий.

❔ А вы как думаете, позволит такая инициатива разгрузить ж/д погранпереходы на границе с Китаем или нет?
11.08.25
Цифра дня

🚚 65 000 бланков разрешений на грузоперевозки получено в рамках обмена между Россией и Китаем.

🇷🇺 Для российской стороны:
62 000 – для двусторонних перевозок грузов,
2 000 – для перевозок грузов в/из третьих стран,
1 000 – для нерегулярных перевозок пассажиров (кроме МАПП Пограничный).

🇨🇳 Для китайской стороны:
40 000 – для двусторонних перевозок грузов,
5 000 – для перевозок грузов в/их третьих стран,
20 000 – для транзитных перевозок грузов.
24.07.25
«Умная таможня»: Казахстан-Китай

Казахстан и Китай запускают инновационный пилотный проект «Умная таможня», который в том числе предусматривает выполнение беспилотных автомобильных грузоперевозок через границу. Эксперимент будут проводить в сопредельных пунктах пропуска «Бахты» (Казахстан) и «Покиту» (Китай). Помимо беспилотной доставки грузов, в рамках пилотного проекта введут единую электронную декларацию и переведут оформление всех документов в цифровой формат.

Пилотный проект включает в себя:
✔️ внедрение беспилотных технологий – доставка грузов между двумя странами на участке границы «Бахты-Покиту» будет осуществляться беспилотными грузовиками;
✔️ цифровизацию таможенной логистики – будет запущена единая электронная декларация, которую признают обе страны, оформление документов и сопровождение грузов станет полностью цифровым.

🤖 Благодаря автоматической навигации и системам контроля грузы смогут пересекать границу круглосуточно и почти без участия людей.

Проект позволит:
⁃ сократить время на таможенное оформление,
⁃ повысить прозрачность и безопасность логистических операций,
⁃ снизить транспортные издержки,
⁃ увеличить грузопоток до 10 млн. тонн в год,
⁃ разгрузить автомобильную инфраструктуру на границе,
⁃ простимулировать развитие логистических хабов,
⁃ Казахстану нарастить экспорт в Китай аграрной продукции.

Кстати говоря, еще осенью 2023-го года были новости, что Россия и Китай тоже планируют запустить трансграничные беспилотные автомобильные перевозки. Однако этот проект так до сих пор и не реализован. Эксперимент рассчитывали провести на базе нового автомобильного моста «Благовещенск-Хэйхэ». Пока инфраструктура с российской стороны, необходимая хотя бы просто для полноценного обслуживания транспортного потока, еще не готова.
30.06.25
Коротко по делу

Круглосуточный режим работы МАПП «Забайкальск» — самого популярного пункта пропуска на границе России и Китая — продлят до 15 мая 2026-го года. Соответствующие договоренности уже достигнуты с коллегами из КНР. При этом в дальнейшем, по завершению реконструкции, автомобильный переход в принципе должны перевести на полноценный круглосуточный режим — без продления каждые полгода. Одновременно обсуждается изменение режима работы и других пунктов пропуска между Россией и Китаем, в том числе МАПП «Краскино», МАПП «Пограничный» и МАПП «Кани-Курган».
26.06.25
Плюс три к модернизированным пунктам пропуска на границе с Китаем

👷🏻 В ближайшее время должны начаться работы по модернизации еще трех пунктов пропуска на границе России и Китая — МАПП «Забайкальск», ДАПП «Староцурухайтуйский», ДАПП «Олочи».

🚚 МАПП «Забайкальск»

Модернизация должна завершиться не позднее 2027-го года, после чего пограничный переход станет самым крупным на российском участке границы. На первом этапе пропускную способность МАПП увеличат с 280 до 1 600 грузовиков в сутки, а с запуском на полную мощность пограничный переход сможет принимать до 2 400 транспортных средств в день, что в 5,5 раз больше, нежели по существующим проектным показателям. 18 из 28 организованных полос отдадут для грузового транспорта. Погранпереход оснастят современным оборудованием, которое позволит ускорить таможенный досмотр грузовых автомобилей и ускорить пропуск пассажирского транспорта.

🚚 ДАПП «Староцурухайтуйский»

После модернизации провозные мощности погранперехода увеличатся до 980 автомобилей в сутки (750 из них — грузовики), а общее количество полос — до 16, причем большая их часть (10 полос) тоже будет обслуживать именно грузовой транспорт. Не исключено, что с окончанием работ ДАПП изменит свой статус на многосторонний, что позволит ему принимать транспорт из третьих стран и снять таким образом часть нагрузки с МАПП «Забайкальск».

🚚 ДАПП «Олочи»

Здесь пока запланированы только работы по улучшению инфраструктуры, в том числе ремонт основных сооружений и техническое дооснащение. Однако еще в 2023-м году президент РФ Владимир Путин поручил включить ДАПП «Олочи» в число приоритетных пунктов пропуска, то есть в перечень тех пограничных переходов, которые должны реконструировать не позднее 2030-го года.

👆🏼 Напомним: сейчас на границе России с Китаем уже ведется модернизация двух автомобильных переходов — МАПП «Пограничный» и МАПП «Краскино». Оба должны открыть до конца текущего года. В результате работ МАПП «Пограничный» сможет принимать до 1 300 транспортных средств в сутки (вместо нынешних 340 автомобилей), а МАПП «Краскино» — до 750 машин в день, что в 4,6 раза больше, чем сейчас.

19.06.25
Арктические контейнеровозы

👷 Госкорпорация "Росатом" и компания New New Shipping (Китай) планируют заняться проектированием и строительством контейнеровозов для перевозок по Северному морскому пути (СМП). Речь идет о судах ледового класса Arc7 вместимостью 4400 TEU. На первом этапе проекта рассматривают строительство до 5 таких судов. Первое должно выйти в рейс не позднее 2027 года.

Сейчас прорабатывается круглогодичная контейнерная навигации через СМП. В качестве конечного порта в РФ выбран Санкт-Петербург, ведь в Мурманске и Архангельске пока нет современных контейнерных терминалов. (Если они появятся, транзитное время рейса уменьшится на 7-8 суток по сравнению с Петербургом).

Поставлена цель - выход на круглогодичные контейнерные перевозки по СМП между КНР и северо-западными портами РФ в течение 3 лет. Пока работа контейнерных линий на этом направлении ограничена периодом летне-осенней безледовой навигации. Круглогодичные перевозки станут возможны с появлением судов-контейнеровозов высокого арктического класса и с увеличением ледокольной группировки в восточном секторе СМП до пяти единиц.

🤔 Ложка дегтя: проекту самого контейнеровоза Arc7 уже как минимум лет 10 (новости о разработке судна специалистами ЦНИИМФ по заказу Росморречфлота Минтранса России датированы 2015 годом). Интересно, ускорится ли реализация идеи при участии китайской стороны?..

16.06.25
Цифра дня

1,55 млн TEU достигли запасы новых контейнеров в Китае по состоянию на конец мая. Это рекордный уровень.

В этом году уже произведено более 2,3 млн контейнеров. Скачок производства позволит избежать повторения кризиса с контейнерами в Китае в 2021 году, когда запасы новых контейнеров упали до 100 тыс. TEU.
16.06.25
Коротко по делу

🤝 Делегации Вашингтона и Пекина договорились о снижении взаимных пошлин. Сборы на товары из КНР снизятся до 55%, на американские — до 10%.

👍 Для России это хорошая новость. Ведь если бы в США действовали высокие пошлины на китайские товары, это могло замедлить экономику КНР. В случае замедления своей экономики Китай бы меньше покупал сырьевых товаров у России. Это, в свою очередь, негативно отразилось на российской экономике.
19.05.25
Крупнейший в мире автопаром «Аньцзи Аньшэн»

Судостроители Китая построили крупнейший в мире автопаром «Аньцзи Аньшэн».

Корабль отправился из Шанхая в Европу, взяв на борт почти 7 000 автомобилей. «Аньцзи Аньшэн» имеет длину 228 метров и ширину 37,8 метра. На его борту могут разместиться 9 500 стандартных автомобилей. Это новый рекорд грузоподъёмности, побивший предыдущий, который был установлен всего месяц назад ролкером «Шэньчжэнь».
15.05.25
Договоренности США и КНР: последствия для мира и России

Китай и США договорились о снижении тарифов на товары на 90 дней и создании механизма экономических и торговых консультаций.

Как это может повлиять на цепочки поставок в целом и российскую экономику в частности?

Описываем возможные последствия:

‒ стабилизация и повышение доверия к глобальной экономике,
‒ положительные тенденции на мировых рынках могут способствовать укреплению рубля и снижению его волатильности,
‒ повышенный интерес инвесторов к альтернативным маршрутам экспорта,
‒ повышение конкурентной борьбы на рынках Азии и Латинской Америки,
‒ положительное влияние на спрос и цены на энергоносители и сырье, важные для России,
‒ сложности для отечественных предприятий, если соглашения затронут санкционные сферы или технологические ограничения.

Главное, что стоит отметить. Встреча США и Китая в Женеве - шаг к возможному перемирию, однако насколько оно будет долгим - зависит от позиции сторон. Эксперты полагают, что пока стороны далеки от достижения согласия. Тем не менее, эта встреча может стать драйвером к росту конкуренции на глобальном рынке. Возможные шаги по достижению договоренностей скорее всего будут частичными, то есть охватывать отдельные области, и основаны на постепенных локальных уступках. Это значит, что общий пакет, который решит все проблемы, менее вероятен.

❗️И еще важный момент. Долгое время Америка обладала безоговорочной позицией по отношению ко всем экономикам мира, чего не скажешь на сегодняшний день. Постепенно, но США начинают понимать, что стратегия ультиматумов и угроз больше не работает: с партнерами придется считаться. Взаимодействие американской и китайской экономики важны для обеих сторон: их рынки заинтересованы друг в друге, хоть и конкурируют.

06.05.25
Самый высокий мост в мире

Строительные работы по возведению самого высокого моста в мире вышли на завершающую стадию. Как ожидается, мост через Большой каньон Хуацзян в китайской провинции Гуйчжоу будет открыт в июне 2025 года.

Сооружение длиной почти 3 километра находится на высоте 625 метров над уровнем моря. При этом длина самого большого пролета составляет 1420 метров. Это самый высокий показатель для мостов, возведенных в гористой местности. Основная несущая стальная ферменная конструкция моста состоит из 93 сегментов общим весом 22 000 тонн, что эквивалентно весу двух Эйфелевых башен.

Новый мост через каньон Хуацзян, как заверяют власти КНР, позволит значительно сократить время, которое требуется для пересечения ущелья. Если сейчас на это необходимо около 70 минут, то уже через несколько месяцев автомобили будут преодолевать его всего за одну минуту.
14.04.25
КНР и ЕС идут на сближение

Китай занял достаточно твердую и решительную позицию в торговом конфликте с США: повысил пошлины на все товары США до 125% и официально заявил, что станет игнорировать дальнейшие действия американской стороны. На фоне этих событий эксперты предполагают, что Китай и Евросоюз будут вынуждены объединиться в торговой войне против Америки. Об этом говорят, например, намерения Европы снизить ограничения на электромобили из КНР, а также призывы к дружбе от лидера Компартии Си Цзиньпина.

🤔 Что это значит? Китайско-европейская торговля теперь будет процветать? Выясняем.

Специалисты убеждены, что масштабное объединение экономик ЕС и Китая и одномоментное снятие всех барьеров маловероятно. Ведь в последнее время страны всё больше становятся конкурентами на рынках автомобилей, промышленного машиностроения, потребительских товаров.

Однако выборочное встраивание европейских производителей в производственные цепочки Китая и частичное открытие рынков для продукции друг друга вполне возможно.
Точки соприкосновения есть. Если экономика Китая будет всё больше переориентироваться на внутреннее потребление, ЕС может расширить доступ к этому рынку сбыта. Европа также заинтересована в доступе к сравнительно дешевой энергии и рабочей силе, которые есть у КНР.

🇺🇸 Несмотря на разногласия, общая обеспокоенность действиями США может в ближайшее время способствовать нормализации отношений между Китаем и Евросоюзом.
Потенциально совместная борьба сторон против торговых барьеров США может привести к повышению доверия между сторонами. Тарифы Штатов — одинаковая головная боль как для европейцев, так и для китайцев. Это искусственно создает поле для европейско-китайского сближения.

Вместе с тем в ближайшее время значительного увеличения товарооборота ждать не стоит: если в 2024-м он вырос на 0,4%, то в 2025-м после отмены пошлин может увеличиться на 0,6–0,8%.

Доля суммарного ВВП Китая и ЕС в мировой экономике будет продолжать расти и может увеличиться с нынешних 30% (17% + 13% соответственно) в номинальном выражении до 31–33% в ближайшие годы.

Если говорить о ВВП по паритету покупательной способности (учитывает валютный курс, то есть показательно точно отражает, сколько товаров и услуг производит страна), суммарная доля КНР и Евросоюза может вырасти с текущих 38% (19%+ 19% соответственно) и превысить 40% мировой экономики.
02.04.25
Российским водителям стало проще ездить в Китай

Президент Владимир Путин подписал закон (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202504010005), ратифицирующий протокол об изменении соглашения между правительствами России и Китая. Он облегчит поездки граждан двух стран.

В частности, упрощен порядок оформления многократных виз профессиональным водителям. Все граждане, осуществляющие международные автомобильные перевозки в Китай, смогут оформить многократную визу на один год вне зависимости от их места жительства. Продолжительность каждого пребывания не должна превышать 30 дней.
01.04.25
Китайский автодемпинг

Российские автоперевозчики из ассоциации «АвтоГрузЭкс» пожаловались председателю правительства РФ Михаилу Мишустину на китайских конкурентов, которые с марта 2025 года начали демпинговать, выдавливая отечественные транспортные фирмы с маршрутов на территории страны. В зоне интереса зарубежных компаний находятся юго-западное и западное направления (в сторону Белоруссии), южные направления (в сторону Армении), часть Приволжского федерального округа, южный Урал и Сибирь (направления в сторону Казахстана и Киргизии). Ассоциация направила письмо также и в Ространснадзор с жалобами на нарушения правил международных перевозок азиатскими партнерами.

🔸 На что жалуются российские перевозчики?

Китайцы берутся за любые заказы, независимо от соответствия транспорта требованиям или сложности задачи, называют цены ниже рыночных. Фактически они занимаются каботажными перевозками, которые с 1 марта 2025 года разрешены только для фирм из стран ЕАЭС. Речь идет о перевозках товаров иностранными компаниями с погрузкой и выгрузкой внутри страны.

🔸 Есть одно «НО»

При этом с Китаем договора о каботаже нет. Иностранные водители маскируют его под международные перевозки с частичной разгрузкой в нескольких пунктах на территории России. После выполнения международного рейса они всерую берут груз для доставки по РФ, хотя по действующему законодательству не имеют на это права. Проверить, была ли полной выгрузка, правоохранителям пока сложно.
А разница в тарифах между работающими в правовом поле российскими транспортниками и «серыми» китайскими доходит до 20%.

🔸 Что хорошо китайцу, то русскому не очень…

Китайские перевозчики снижают цены за счет выгодных ставок лизинга, цен на технику, национальных льгот и пр. У них нет проблем с автозапчастями и обновлением транспорта. Их не штрафуют автоматические пункты весового контроля.

Участники рынка отмечают, что при сохранении текущих условий для ведения бизнеса, российским компаниям станет сложно противостоять китайским с их доступом к дешевому финансированию и современному транспорту.

🔸 Что делать?

Специалисты говорят, что в будущем исключить нарушения международных перевозок позволит переход на цифровую площадку «Гослог» с интеграцией со схожими платформами в Китае и Индии.

В Минтрансе рассказывают, что 28 февраля 2025 года принят закон, предусматривающий наказание за неправомерное осуществление иностранцами каботажных автоперевозок. Штраф — от 150 тыс. до 200 тыс. рублей. Контроль за нарушителями будет вестись в режиме постоянного рейда на стационарных и передвижных пунктах. Для контроля международных перевозок и каботажа предполагается ввод в эксплуатацию с 1 сентября 2025 года отдельной информационной системы.

31.03.25
Казахстан, Россия и Китая обсуждают открытие логистического хаба

Власти Казахстана обсуждают с Россией и Китаем возможность открытия логистического хаба в Восточно-Казахстанской области в связи с началом строительства аэропорта возле города Зайсан и завершением реконструкции автодороги Калбатау - Майкапшагай.

Аэропорт близ Зайсана хотят оснастить взлетно-посадочной полосой длиной 2,2 тыс. метров, что обеспечит прием современных воздушных судов. После запуска воздушной гавани планируются международные направления в Урумчи, Алтай и Канас в Китае.

Кроме того, в планах строительство речного порта в поселке Тугыл. На начальном этапе обеспечат перевозку грузов автотранспортом до порта Тугыл, дальше в сторону РФ будет установлено речное судоходство. Предполагается, что первоначальный объем грузов составит 2 млн тонн, с увеличением до 10 млн тонн.

При этом власти Казахстана обсуждают с представителями Китая строительство железнодорожного пункта перехода, который соединит с железной дорогой порт Тугыл и будет направлен на создание мультимодального логистического маршрута Китай - Казахстан - Россия с выходом на Обь и далее к Северному морю.

25.03.25
Назревает шинный кризис

Вы уже переобули зимнюю резину? А то тут говорят, с автомобильными шинами у нас проблемы назревают… Точнее, с импортными шинами.

«Коммерсантъ» пишет, что импорт автомобильных шин из Китая в Россию по итогам января—февраля сократился на 8,5% год к году, до $85,7 млн. Тогда как в первые два месяца 2024 года импорт, напротив, рос на 35%, до $93,7 млн.

Вероятная причина — перенасыщение рынка шин, возникшее в том числе на фоне активизации работы российских заводов.

Кроме того, из-за «дорогих денег» (товар оформляется в большинстве случаев по предоплате) российские импортеры стали закупать меньшие по объему партии. На снижение поставок также могли повлиять и другие сложности в логистике и транспортировке товаров из Китая, приводящие к задержкам и увеличению затрат для импортеров.

📈Между тем, рынок шин для легковых автомобилей в 2024 году вырос на 23% год к году, до 56 млн штук. В структуре предложения на импорт пришлось 25 млн шин, из которых 70% — производства КНР.

🇨🇳 Китайская экспансия связана «с вакуумом», возникшим из-за ухода западных брендов, а также с ростом спроса на машины, оснащенные нестандартными типоразмерами. Популярность китайских шин связана и с низкими ценами.

Однако продажи шин для грузовых автомобилей показали негативную динамику, сократившись на 12%, до 7,1 млн штук.

При этом снижение импорта не связано с падением спроса на новые и подержанные автомобили. Парк легковых машин составляет 47,5 млн штук, и весь этот объем нужно обслуживать.

В общем, будьте внимательны на дорогах и следите за состоянием своих транспортных средств, дорогие автолюбители!

25.03.25
Экспертное мнение

South China Morning Post пишет, что китайские экспортеры жалуются на изъятие товаров в России. Речь идет о грузах, которые идут транзитом в Евросоюз.

Причина — в новых правилах вывоза товаров из РФ. В октябре прошлого года Россия расширила запрет на транзит товаров двойного назначения. Среди них — электродвигатели и генераторы, радионавигационная аппаратура.

Китайские компании узнали об изменениях с опозданием в пару недель, и к этому времени, по данным газеты, российские власти уже задержали значительную часть китайских грузов. Задержки коснулись тысяч контейнеров, отправляемых из Китая в Европу. Всего по железной дороге, которая пересекает Россию на пути на европейский рынок, проходит около 80 тысяч TEU ежемесячно.

🗣 Ситуацию комментирует наш эксперт:
«Объемы «застрявших» в России транзитных грузов немного преувеличены. Мне кажется, эта тема больше политизированная, нежели реальная, то есть не имеет реальных фактических причин. Россия действительно вводила некоторые экспортные ограничения на вывоз товаров со своей территории, но для таких товаров из Китая в Европу — это транзит, а не реэкспорт либо импорт, а потом экспорт. Это первое. Второе — уже с 2023 года транзит по территории РФ в Европу не просто значительно, а в разы сократился по сравнению с предыдущими годами. Китай в принципе переориентировал потоки на страны Центральной Азии, в том числе на Казахстан. За последние, например, три года ТМТМ — это Транскаспийский международный транспортный маршрут — увеличился в пять-шесть раз в транзите Китая. Это свидетельствует о том, что Китай уже позаботился о том, чтобы не отправлять свои грузы транзитом через Россию на территорию ЕС. А то, что оставалось, это незначительная часть того, что было раньше. Поэтому очень странно видеть такие заявления со стороны китайских экспортеров. И вдвойне это странно, что они прекрасно понимали и знали об этих ограничениях, потому что даже если они вводились в октябре, а если я не ошибаюсь, они вводились даже раньше, представить, что несколько недель, то это точно не поставки марта текущего года, а как минимум поставки должны были быть в декабре. Потому что в феврале Китай отдыхал на Новый год. Таким образом, мне кажется, это некоторый вброс. Возможно, какие-то кейсы есть, но они незначительные, и мне кажется, точно не исчисляются тысячами контейнеров. И, может быть, китайские экспортеры таким образом страхуются от каких-то вторичных санкций, потому что не секрет, что за последние пару-тройку месяцев более-менее цепочки поставок стабилизировались. Финансовая логистика тоже стабилизировать, и Китай по-прежнему отправляет в Россию товары, в том числе те, которые могут относиться к товарам двойного назначения. Несмотря на то, что по итогам 2024 года объем торговли между Россией и Китаем увеличился на 1,9%, отношения между двумя странами находятся в стагнации. Цифра говорит скорее о стоимости товаров, а не об объемах поставок, в стоимость которых также заложена комиссия и прочие транзакционные издержки. Торговый оборот падает на 5-7%, а ставки фрахтов снизились в два раза по сравнению с декабрем 2024 года».
13.03.25
Импорт грузов из Китая пошел на снижение

В последнее время сроки и стоимость перевозки контейнеров из Китая в Россию сократились. В частности, речь идет о снижении тарифов на автомобильные и прямые железнодорожные перевозки из КНР в РФ с ноября по февраль на 30%, на морские доставки до портов Дальнего Востока — на 20%.

❔ Какие причины?

- Глобальное сокращение объема российских закупок в Китае,
- повышение ключевой ставки, которое напрямую ударило по закупкам товаров, которые традиционно финансируются за счет займов,
- неопределенность экономической ситуации,
- снижение покупательной способности населения и ожидание ослабления санкций,
- затоваривание стоков в предновогодний период,
- общий тренд к сокращению импорта в пользу развития собственных мощностей на фоне роста затрат на логистику и нестабильности сроков доставки,
- тенденция к перевозке товаров более крупными, но менее частыми партиями для обеспечения стабильности поставок.

❔ Когда это закончится?

Сложно предположить, как долго продлится эта ситуация. Возможно, очередной «черный лебедь» подтолкнет ставки вверх.
12.03.25
Новости с российско-китайской границы

Из-за сильного снегопада затруднено движение через МАПП «Забайкальск». Отставание от зарезервированного времени составляет порядка 11 часов. Сейчас в пункте пропуска проводятся работы по ликвидации последствий снегопада.

Вместе с тем в ближайшие дни синоптики прогнозируют улучшение погодных условий.
07.03.25
Российским дальнобойщикам ездить в Китай станет проще

🇷🇺 🇨🇳 Только в первом полугодии 2024 года отечественные грузоперевозчики выполнили более 60 тысяч рейсов между Россией и Китаем, что почти в 1,5 раза больше в сравнении с соответствующим периодом 2023 года.

На фоне такого роста Минтранс предложил ввести упрощенный визовый режим для перевозчиков не только из приграничных с КНР регионов.

Дело в том, что в развитии работы на китайском направлении заинтересованы компании практически всех субъектов, особенно из центральных и уральских регионов. Однако наращивать объемы активнее им мешает в том числе невозможность оформления многократных китайских виз категории «С», по которым разрешено беспрепятственно год ездить в Китай туда/обратно сколько угодно раз, но не более чем на 10 дней при каждом заезде. Такой порядок пока предусмотрен только для водителей, обслуживающих приграничную торговлю РФ и КНР. Но планируемые изменения законодательства эту ситуацию исправят, расширив возможности получения мультивиз для дальнобойщиков из других регионов.

Предполагается, что новация упростит работу перевозчиков, позволит убрать коррупционные составляющие и возможности заработка на перевозчиках для левых приграничных сервисов.
28.02.25
Экспертное мнение

В России падает спрос на китайские товары — по крайней мере, в сравнении с пиковыми значениями. В результате перевозчикам приходится снижать цены на свои услуги, оно достигает в среднем 20-30%. Причем это касается и железнодорожной, и автомобильной, и морской логистики.

❔ Почему так происходит?

Некоторые российские компании еще в прошлом году ставили себе задачу максимально сократить издержки, по возможности отказаться от любых кредитов и по максимуму распродавать запасы. Теперь они решили взять паузу с новыми заказами из Китая, внимательно наблюдая за политической конъюнктурой. Этот фактор пока весьма незначителен, но тренд прослеживается.

В моменте на ситуацию с поставками влияет также китайский Новый год, но перспективы наметились вполне определенные.

В комплексе причин, которыми специалисты объясняют снижение грузопотока, большую роль играет повышение утильсбора в России. До осени автодилеры, продавцы строительной техники и так далее старались максимально забить свои склады. А теперь пытаются все продать. Плюс ко всему наложились общие проблемы с расчетами с китайскими продавцами. Немаловажную роль сыграла и высокая ключевая ставка.

🗣Комментирует наш эксперт:
«Мы в середине 2023 года давали прогноз, что торговля с Китаем уже не будет расти, потому что достигнуты пиковые значения, и, в общем-то, на мой взгляд, мы оказались правы. Потому что в 2024 году, как я сказал, даже по официальной статистике, стоимостной импорт остался плюс-минус на тех же рубежах, а в 2025-м, я думаю, что он скорректируется. Пока такая ситуация. Кроме того, у нас же Центральный банк борется за то, чтобы охладился спрос, но спрос же охлаждается не выборочно на какие-то товары, где высокая инфляция. Спрос охлаждается в принципе в экономике».

При этом потребителям не стоит ждать, что из-за подешевевшей доставки снизятся и розничные цены на товары из Китая, ведь импортерам нужно компенсировать предыдущие потери.
06.02.25
Торговый конфликт США-КНР: последствия для России

Трамп и его новые пошлины не сходят со страниц газет. Давайте и мы еще раз поговорим об этом, но исключительно с точки зрения последствий. Сейчас «под прицелом» будет противостояние Америки с Китаем.

⬇️ Итак, какие же могут быть глобальные последствия от торгового конфликта между США и КНР?

В экспертном сообществе убеждены, что издержки, связанные с необходимостью перестройки глобальных цепочек поставок, понесут все страны — и Китай, и США, и третьи государства. Не исключено, что пострадают государства Африки, небогатые страны Центральной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, которые зависят от китайских кредитов и инвестиций. Ведь КНР может начать экономить и переносить на неопределенный срок какие-либо важные проекты за рубежом, помимо тех, что ей жизненно необходимо развивать.

При этом специалисты полагают, что в долгосрочном периоде глобализация сменится регионализацией, то есть мировая торговля и инвестиционная активность будет концентрироваться вокруг нескольких крупных экономических и финансовых центров. Фрагментация экономики уже происходит. И, хотя прямо сейчас не стоит ожидать распада мировой торговли на два полюса, в случае развития тарифной войны этот процесс ускорится.

🇨🇳 Как может действовать Китай?

Для обхода новых «трамповских» тарифов Китай может перенести часть своего производства в страны Юго-Восточной Азии, в частности, во Вьетнам, Камбоджу, Малайзию, Мьянму, а также в Африку. Это позволит выдавать китайские товары за продукцию этих стран, а значит — не платить пошлины.

В то же время, ничего не мешает Трампу ввести аналогичные пошлины на товары и из этих стран.

🇷🇺 Что от этого России?

При повышении барьеров в торговле между двумя странами всегда выигрывают третьи страны. Россия вполне может заместить выпадающие из-за тарифов объемы, хотя в текущей ситуации необходимо принимать во внимание санкционные ограничения, которые все-таки негативно влияют на востребованность российских сырьевых товаров в Китае.

Так что в перспективе вполне возможно расширение партнерских отношений между Москвой и Пекином и дальнейшее сближение Китая и России, в том числе в сфере торговли углеводородами.

Вместе с тем, смена приоритетного геополитического противника Америки с России на Китай становится все очевиднее. Украинская история более не интересна Трампу. Сейчас начинает разыгрываться китайская карта. Здесь и Тайвань, и фентанил, «воровство технологий», «Один пояс, один путь» и, конечно, торговые войны

Вполне вероятно, что вся эта история немного поотвлечет мировое сообщество от России.

21.01.25
Контейнеры, следующие в Европу из Китая, скапливаются в России

И еще немного мировых новостей. Теперь посмотрим на всю эту санкционную историю немного под другим углом. А именно с точки зрения европейских грузополучателей.

Начнем с того, что в октябре российские власти ввели запреты и ограничения на вывоз за пределы территории РФ и (или) ввоз на территорию РФ определённых товаров, в частности речь идет о запрете транзитных перевозок, начинающихся за пределами территории РФ и заканчивающихся в т.н. «недружественных странах». Он касается товаров двойного назначения.

📰 Так вот. Издание «The Loadstar» пишет, что эти меры имели серьезные последствия для контейнеров, загруженных в Китае и направлявшихся в Европу через Россию.

Представители европейских транспортных компаний говорят, что российские власти, по-видимому, проверяют каждый контейнер на наличие товаров, попавших под санкции, что привело к образованию очереди из сотен контейнеров, ожидающих обработки. При этом среди товаров, находящихся под наблюдением, есть и простые предметы розничной торговли, вроде мужских курток, которые Россия классифицировала как потенциально имеющие двойное назначение. В настоящее время большое количество контейнеров находится в Смоленске (а то нам своих мало). Некоторые из них стоят там еще с ноября. И вот без иронии и какого-либо злорадства, как же нам эта ситуация понятна, сами постоянно с таким сталкиваемся на территории других стран.

Конечно, для европейских грузополучателей, закупающих товары в Китае, доставка по железной дороге через российскую территорию – это более быстрый и выгодный вариант перевозки. Средний коридор пока не имеет необходимой инфраструктуры, способной справиться с большими объёмами перевозок. Кроме того, использование альтернативных маршрутов обходится примерно на 30% дороже.

🛤 В прошлом году после двух лет стагнации объёмы железнодорожных контейнерных перевозок между Китаем и ЕС через Россию стабильно росли. В первой половине 2024 года рост по сравнению с предыдущим годом составил 35%, и во второй половине года тенденция по всей видимости сохранилась. Таким образом, есть вероятность, что по итогам года достигнуты докризисные объёмы в 400 000 TEU. Такой значительный рост во многом объясняется перебоями в морских перевозках по Красному морю из-за нападений хуситов в Йемене.

В этом же году перспективы столь существенного роста на фоне всех этих запретов и ограничений под большим вопросом.
20.01.25
Ставки на контейнерные перевозки с Китаем падают

В последнее время ставки на прямые контейнерные ж/д перевозки из Китая в Россию снижаются (хотя общий уровень цен по-прежнему остается высоким). К примеру, стоимость доставки 40-футового контейнера из Сианя в Москву упала на 6% к началу декабря, до $7,33 тыс. Средняя ставка предоставления контейнеров в конце 2024 года составляла $2,5 тыс. Сейчас она снизилась до $2 тыс.

При этом такое снижение цен происходит вне зависимости от точечной дополнительной индексации тарифов ОАО РЖД на перевозку контейнеров на 5%, а также повышения стоимости терминальных услуг, цен на хранение и охрану контейнеров.

Что же касается возврата контейнеров, принадлежащих операторам, в Китай, то он стал почти бесплатным. Так, стоимость отправки грузов из Москвы в Новосибирск, Красноярск, Иркутск или Владивосток в 40-футовом контейнере собственности оператора снизилась на 35–70% к ставкам декабря. Индекс цен на перевозку 40-футового контейнера из Москвы во Владивосток упал в январе до 29,1 тыс. руб. с НДС. Это более чем в 15 раз дешевле перевозки в обратном направлении.

❔ Почему так происходит?

Во многом ситуация обусловлена сезонным фактором в преддверии Китайского Нового года. В настоящее время отправок из Китая стало намного меньше, чем было в октябре-ноябре. В конце января в Китае начинаются праздники и связанное с ними затишье в грузоперевозках на несколько недель. Именно этим и объясняются скидки.

❔ Что дальше?

По заверению большинства специалистов, рост ставок можно будет увидеть уже в марте.

Однако некоторые участники рынка не исключают, что в падении ставок в перспективе могут проявиться и признаки снижения экономической активности. Есть эксперты, которые наблюдают сигналы, свидетельствующие о том, что контейнерный рынок не будет расти так быстро, как ожидалось.

13.01.25
Порты Китая не принимают танкеры с российской нефтью

А вот и первые ощутимые последствия недавних американских санкций против российской нефтянки.

📰 Bloomberg сообщает, что китайские порты не принимают три танкера с нефтью из России, которые попали под новые санкции США.

«По данным сервиса отслеживания судов, три танкера, перевозящие более 2 миллионов баррелей российской нефти, находятся в водах восточного Китая после того, как в пятницу они попали под санкции США», — говорится в сообщении.

🚢 Суда Huihai Pacific, Mermar и Olia пришли из дальневосточного порта Козьмино.

Главное, чтобы дело до контейнеровозов не дошло.

Made on
Tilda