Новости логистики 2025 год. Казахстан.


05.11.25
Ж/д
• Приостановлена отправка грузовых поездов со всех станций Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана в порт Курык. Ограничения носят временный характер и будут действовать в период по 20 ноября 2025 года.
• Первый контейнерный поезд отправлен по маршруту Пекин – Алматы. Перевозки на маршруте между столицей Китая и городом в Казахстане будут выполняться мультимодальным способом – по железной дороге и автотранспортом.
01.11.25
Авто. Казахстан реконструирует три пункта пропуска на границе с Россией. Работы проводятся на КПП «Сырым», «Алимбет» и «Косак».
Власти Казахстана и Сербии открыли прямое авиасообщение между
Авиа Астаной и Белградом, рейсы начала выполнять казахстанская авиакомпания SCAT ("Скат").
Ж.Д. Первый контейнерный поезд отправлен по маршруту Пекин – Алматы. Перевозки на маршруте между столицей Китая и городом в Казахстане будут выполняться мультимодальным способом – по железной дороге и автотранспортом.
Море. Морскими путями в Казахстане в январе–сентябре 2025 года перевезено 6 млн тонн грузов, что на 9 % больше, чем годом ранее. Контейнерные перевозки через казахстанские порты увеличились на треть и достигли 67,2 тыс. TEU.

28.10.25
Железнодорожные перевозки экспортных грузов через российско-казахстанские погранпереходы в январе-сентябре выросли на 6,6% к аналогичному периоду прошлого года, до 22,7 млн тонн. В том числе отправлено 290 тыс. контейнеров ДФЭ (+46%). Транзит через Казахстан в Китай через погранпереходы Достык и Алтынколь вырос до 3,2 млн тонн (+49%), в том числе отправлено 222,7 тыс. контейнеров ДФЭ (+46%).
На границе Казахстана с Китаем скопилось около 3 тыс. вагонов с экспортными и транзитными грузами, следующими в КНР. Заторы связаны с проведением китайской стороной углубленного досмотра зерновых грузов. В результате, Казахстан вынужден ввести ограничения на прием таких грузов — не более трех составов в сутки.
28.10.25
Новости
В соответствии с Указом Президента РФ от 24 октября 2025 года № 778 до 10 декабря 2025 года разрешен ввоз в Россию товаров автомобильным транспортом из Казахстана и Киргизии без документов, подтверждающих их статус как товаров ЕАЭС, а также без маркировки при соблюдении определенных условий.
Так, у перевозчика от российского юридического лица-получателя товаров должно быть уведомление в таможенный орган РФ в простой письменной форме об обязательстве задекларировать товар в соответствии с действующим законодательством в таможенной сфере.
📑 Данное уведомление регистрируется таможенными органами под номером в следующем формате:

____________/______________/М____/У__________

Получатели товаров обязаны обеспечить размещение товаров на складах временного хранения, а также маркировку ввезенных товаров, находящихся на временном хранении, и (или) нанесение на них информации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

До 27 декабря 2025 г. указанным получателям товаров необходимо подать декларацию на товары, заполнив ее с учетом особенностей, установленных разделом 5 Решения КТС от 20 мая 2010 г. № 257 «О форме декларации на товары и порядке её заполнения».

▶️При этом в гр. 7 ДТ в соответствии с классификатором особенностей таможенного декларирования товаров указывается «НВТ».

▶️В гр. 44 декларации на товары под кодом 09999 указываются номер и дата Указа Президента РФ, а также регистрационный номер уведомления, присвоенный должностными лицами таможенных органов.

Сведения о каждом документе указываются с новой строки в соответствующих реквизитах структуры ДТ без пробелов.

25.10.25
Интересная новость.
Президент РФ разрешил ввозить товары из Республики Казахстан и из Кыргызстана без маркировки. Вот как-то так.
Некоторые участники рынка выражают мнение, что данная мера направлена на разрешение ситуации с зависшими грузами в Казахстане.
24.10.25
Экспертное мнение
Cтоимость доставки 40-футового контейнера в составе прямых поездов, следующих из Китая в Россию, подскочила на 10% за месяц с середины сентября, до $4,5–5,1 тыс. в зависимости от маршрута.
Причина роста – усиление досмотров транзитных грузовиков с массовыми грузами на китайско-казахстанской границе. Аналогичная ситуация и с поездами — их направляют на досмотры, которые могут проводиться до месяца, тогда как обычно это занимало несколько суток или меньше.

В результате контейнеропотоки переориентировались на погранпереходы Забайкальск и Наушки.
Сложившаяся ситуация на казахстанской таможне и ряд других факторов в целом привели к спаду импортного контейнеропотока из Китая в Россию. Хотя обычно в четвертом квартале он находится на высоком уровне в преддверии российского Нового года. При этом склады затоварены, поэтому в пополнении запасов просто нет смысла. Кроме того, на текущем спросе сказываются снижение покупательной способности и высокий валютный курс.

Рост ставок: стоимость прямой железнодорожной доставки увеличилась до $5 тыс. за 40-футовый контейнер.

🚚 Что касается доставки автомобильным транспортом, в целом вся эта история обошла стороной наши перевозки. Ни одна машина не попала на досмотр, начиная с середины сентября, когда усилилась проверка. Конечно, сложившаяся ситуация повлияла на количество грузов, перемещаемых через погранпереход Алашанькоу/Достык. Несмотря на начавшийся сезон, мы не наблюдаем ажиотажного спроса на данном направлении. Сегодня (24 октября) очередь на прохождение границы можно забронировать на 28 октября и далее.
Тем не менее мы видим общую тенденцию роста ставок с китайского направления. С начала октября ставки на автоперевозки через Казахстан поднялись на 10%, а на одном из самых популярных пунктов пропуска «Манчжурия-Забайкальск» ставки перешли к еженедельному росту. Однако если сравнивать с предыдущим, 2024 годом, нынешний уровень ставок существенно ниже и составляет примерно 70% ставки прошлого года в аналогичный период.

🚞 Если говорить о поставках прямыми поездами, то спрос на доставку из Китая за месяц вырос. Количество заказов увеличилось примерно на 10% по отношению к сентябрю.

22.10.25
В марте 2026 года казахстанская авиакомпания Air Astana планирует открыть прямое сообщение между «южной столицей» Казахстана и столицей Японии.
21.10.25
Одобрен проект соглашения с Казахстаном о сотрудничестве при транзитных ж/д перевозках и перевалке грузов в морских портах России и Казахстана для экспорта в другие страны.
Казахстан и Азербайджан рассматривают возможность создания паромной системы для перевозки грузов через Каспийское море.

20.10.25
В Казахстане после масштабной реконструкции полностью открыли для движения участок автомобильной дороги «Калбатау-Майкапчагай». Участок ведет к границе с Китаем и является частью международной трассы «Омск-Майкапчагай». Таким образом, он соединяет между собой Китай, Казахстан и Россию и входит в транспортный коридор «Европа – Западный Китай».
19.10.25
Перевозки
• В китайском Кашгаре стартовал пилотный рейс по маршруту Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан. Этот мультимодальный маршрут задуман как альтернатива транспортному коридору через Казахстан, обеспечивая связи между Азией и Европой в обход России.
• С января по сентябрь 2025 года объёмы грузоперевозок по Среднему коридору выросли на 39%.

🚛 Авто
• Казахстан продолжает расширять электронную очередь для грузовиков на все участки своей границы с другими странами. С 20-го октября 2025-го года к системе подключат пункт пропуска «Карасу» на границе с Кыргызстаном.

✈️ Авиа
• Аэропорт китайского Урумчи увеличил грузоперевозки в 4,5 раза в январе-сентябре 2025 г.

🚂 Ж/д
• Из сухого порта «Хоргос», расположенного на границе КНР с Казахстаном, отправили 50-тысячный грузовой поезд по маршруту «Китай – Центральная Азия/Европа». С начала 2025 года через сухой порт «Хоргос» прошло более 1500 поездов. Это на 300 поездов или на 25% больше, чем в 2024 году.

17.10.25
Перевозки
Минтранс РФ подготовил проект соглашения с Правительством Республики Казахстан «об организации сотрудничества в области транзитных перевозок железнодорожным транспортом и перевалки российских и казахстанских грузов, предназначенных для поставки на экспорт в третьи страны».
16.10.25
Мировая торговля
Россия вновь стала основным торговым партнером Казахстана по импорту по итогам января - августа. Доля российских товаров, поставленных в Казахстан из-за рубежа, составила 29,4%. В отношении партнеров Казахстана по экспорту ситуация в январе - августе не поменялась. На первом месте осталась Италия с долей 21%, на втором - Китай с долей 18,7%, на третьем - Россия с долей 10,5%. Товарооборот Казахстана с Россией в январе - августе составил более $17 млрд, сократившись относительно аналогичного периода 2024 года на 5,7%. Поставки из РФ в Казахстан составили почти $11,8 млрд, что на 0,6% меньше, чем в январе - августе 2025 года, в РФ из республики составили около 5,2 млрд, сократившись на 15,4% относительно аналогичного периода 2024 года.
14.10.25
Великое казахстанско-китайское стояние
🇰🇿 🇨🇳 Мы как-то говорили об очереди большегрузов на погранпереходе между Казахстаном и Китаем «Достык-Алашанькоу». Ситуация по-прежнему остается сложной: пробка насчитывает уже десять тысяч грузовых автомобилей. В ожидании прохождения границы перевозчики проводят по две-три недели.

Причина происходящего: введение Казахстаном с сентября строгого таможенного контроля, предусматривающего проверку абсолютно всех пересекающих границу грузов. В свою очередь ужесточение контроля связывают с борьбой с серыми схемами и общей сложной геополитической обстановкой.

Водители жалуются на отсутствие коммуникаций с сотрудниками таможенной службы, частые переносы назначенных процедур осмотра и дополнительные расходы. В качестве решения проблемы перевозчики рассматривают варианты объездных путей через пункт перехода «Маньчжурия» (Китай), несмотря на рост стоимости доставки на тысячу долларов, или через границу с Монголией («Кани-Курган»).

12.10.25
Очереди на границе Казахстана и Китая: как решили вопрос
Министерство транспорта Казахстана сделало заявление об очередях на границе с Китаем, образовавшихся из-за отсутствия специальных бланков.
"С китайской стороной достигнута договоренность о двустороннем обмене бланками разрешений в количестве 6000 единиц на еженедельной основе.
На протяжении последних восьми недель каждый понедельник китайская сторона передает указанное количество бланков разрешений",— сообщили в ведомстве.
Очередная партия бланков ожидается к получению 13 октября.
11.10.25
Важное за прошедший день
🚛 Авто
Россия отменила миграционное ограничение, касающееся правила нахождения без регистрации не более 90 дней в году для водителей Казахстана, осуществляющих международные грузовые и пассажирские перевозки.
09.10.25
Казахстан и Россия ускорят модернизацию пограничных пунктов пропуска

Пока перевозчики стоят в очередях в ожидании проезда казахстанско-российской границы, чиновники пытаются решить проблему. Вот такими способами.

Например, на казахстано-российской границе прошло выездное совещание. Вице-министр транспорта Республики Казахстан Максат Калиакпаров и первый заместитель министра транспорта Российской Федерации Валентин Иванов обсуждали… вопрос ускорения модернизации автомобильных пунктов пропуска.

«Стороны обсудили актуализацию совместных планов по модернизации автомобильных пунктов пропуска, включая перенос сроков реализации проектов на более ранний период — 2026–2027 годы с 2030–2032 годов. Отдельное внимание уделено развитию автодорожных проектов и международных транспортных коридоров с выходом на Российскую Федерацию, в том числе направлению Север — Юг, которое играет стратегическую роль в повышении транзитного потенциала Казахстана и расширении внешнеэкономических связей», — сказано в сообщении пресс-службы казахстанского Минтранса.

Были затронуты вопросы, связанные с международными автомобильными перевозками, грузовыми потоками и развитием технологий беспилотного транспорта. «Обсуждена текущая ситуация на отдельных пунктах пропуска: российская сторона проинформировала, что вопрос находится на особом контроле компетентных органов. Отмечено, что взаимодействие между профильными ведомствами продолжается в рабочем и конструктивном порядке», — пояснили в пресс-службе.

👷 И Росгранстрой сообщил о предстоящей в ближайшие несколько лет на границе России и Казахстана модернизации 30 автомобильных пунктов пропуска.

На первом этапе на границе России с Казахстаном модернизируют автомобильные переходы «Сагарчин», «Маштаково», «Озинки», «Илек», «Караузек», «Бугристое», «Орск», «Павловка», «Петухово» и «Ольховка».

В результате, их общая пропускная способность увеличится более чем в два раза — до 8,3 млн. транспортных средств в год.

⁃ Провозные мощности пункта пропуска «Илек» вырастут почти в 2,5 раза — до 1 461 транспортных средств в сутки,
⁃ пункта пропуска «Маштаково» — вообще до 4 659 автомобилей в день.

✔️ В пунктах пропуска «Бугристое» и «Озинки» работы по реконструкции уже начались.
✔️ По проектам модернизации пограничных переходов «Ольховка», «Павловка» и «Сагарчин» получены положительные заключения Главгосэкспертизы.

В 20 других автомобильных переходов на границе с Казахстаном выполнят 254 мероприятия некапитального характера – работы по ремонту дорожного покрытия, сети электроснабжения, зданий и сооружений.

Все пункты пропуска на российско-казахстанской границе оснастят инспекционно-досмотровыми комплексами портального типа, позволяющими сканировать ТС в движении.

Модернизация – это, конечно, хорошо. Но что с очередями в итоге решили, непонятно….

08.10.25
Экспертное мнение

🗣 Наш главный эксперт рассказывает о текущей ситуации на границе России и Казахстана и возможных перспективах на ближайшее будущее.

«У нас есть там пара фур, которые стоят в этой большой истории, меры контроля со стороны казахских властей пока что не ослабли. Из неофициальных источников вроде как есть информация, что была обнаружена партия товаров негражданского назначения и именно поэтому казахские власти ужесточили контроль. Так ли это, подтверждения нет нигде, прогнозов, что ситуация нормализуется, нет, но, на мой взгляд, во-первых, мы вошли в китайские праздники, то есть это означает, что в ближайшие десять дней отгрузок с китайских фабрик не будет. Мы это сразу почувствовали по снижению количества заказов. Второе, я думаю, что за это время более-менее должно нормализоваться, по крайней мере, не увеличится грузопоток, и, соответственно, даже с теми темпами, которые сейчас происходят, может быть, получится разгрести большую часть этого затора. Ну и третье — остается все-таки надеяться, что произойдут какие-то договоренности и контроль со стороны казахских таможенных органов ослабнет, все нормализуется и войдет в стандартное рабочее русло. Поменять маршрут крайне сложно, потому что есть маршрут, который проходит через границу, и перемещение на какой-то другой пограничный переход не даст никакого эффекта, потому что если эта проверка идет, она идет по всем пунктам пропуска. Второе — скорее всего, после китайских праздников мы увидим, что импортеры активно задействуют мультимодальные маршруты либо железнодорожные маршруты, которые помогут, по крайней мере, обойти вот эту ситуацию, если ничего не нормализуется в ближайшее время. Но я так думаю, что будут выбирать в пользу мультимодального маршрута через Владивосток, потому что на порты значительно снизилась нагрузка из-за снижения общего грузопотока. Сегодня статистику смотрел, 23,5% — это морские перевозки, однако этот маршрут может оказаться не совсем удобным для грузов, которые со стороны китайских властей подвергаются контролю с точки зрения их двойного назначения».
07.10.25
Товарооборот между Россией и Казахстаном в январе-июле 2025 года составил 14,4 млрд долларов, на 7,2% меньше, чем годом ранее. В том числе на поставки товаров из Казахстана в Россию приходилось 4,5 млрд долларов (-17,3%). Отгрузки из России в Казахстан составили почти 10 млрд долларов (-1,9%).
06.10.25
Возможно, ситуация с Дозволами улучшится.
Приказом министра транспорта Республики Казахстан Али Алтай Сембекулы освобожден от должности председателя Комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля. Об этом сообщает пресс-служба Правительства.
Напомним, в августе с поста вице-министра транспорта был уволен Сатжан Аблалиев. Ранее в КНБ сообщили о задержании вице-министра транспорта по подозрению в коррупции.

06.10.25
Важное за прошедший день

🚉 Инфраструктура
• Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выделит до 35 млн евро на модернизацию перевалочных мощностей порта Актау, главного центра Казахстана для перевалки международных грузов, расположенного на восточном побережье Каспийского моря.
• В промышленной зоне Карасайского района Алматинской области (Казахстан) состоялось торжественное открытие многофункционального контейнерного терминала Burunday Container Terminal (BCT).

🚛 Авто
• С 24-го октября 2025-го года вступит в силу соглашение между Беларусью и Пакистаном о международном автомобильном сообщении. Оно позволит запустить регулярные автомобильные перевозки грузов между странами, а также откроет Беларуси дополнительный выход к морю — через пакистанские порты.
• Казахстан и Турция договорились об отказе от обмена транзитными разрешениями, переводе в электронный формат выдачи «дозволов» на двусторонние перевозки. Одновременно казахстанские перевозчики получат возможность погрузки и разгрузки грузов в морских портах Турции, что ранее было доступно только турецким компаниям.

✈️ Авиа
• С 2 ноября венесуэльская государственная авиакомпания Conviasa начнет выполнять регулярные рейсы между Санкт-Петербургом и столицей Венесуэлы — Каракасом.

🚂 Ж/д
• «Казахстанские железные дороги» ввели запрет на прием к перевозке всех зарубежных порожних и груженых вагонов (кроме пищевых, газовых и химических) на все ж/д станции Казахстана в период с 1 октября по 31 декабря 2025 года. Также запрет распространяется на отправку таких вагонов на экспорт через межгосударственные стыковые пункты «Достык – Алашанькоу» и «Алтынколь – Хоргос», через порты Актау и Курык (перевалка).

🛳 Море
• Грузооборот порта Хамина-Котка (Финляндия) за январь–сентябрь 2025 года сократился на 1,5% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года и составил 9,99 млн тонн. Перевалка грузов на экспорт в отчетный период выросла на 6,7% — до 6,98 млн тонн. Перевалка импортных грузов снизилась на 16,5% — до 3 млн тонн.
• Грузопассажирский паром «Антей» и железнодорожный паром «Балтийск» возвращаются на линию Усть-Луга — Балтийск после ремонта 6 и 7 октября соответственно.

💱 Мировая торговля
• Правительство РФ ввело временную таможенную пошлину в размере 10% на экспорт масличного льна за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) до 31 августа 2026 года.
• ЕАЭС и Иран договорились формировать «зеленые» таможенные коридоры и внедрять цифровизацию для перехода к электронному транзиту, что будет способствовать наращиванию взаимного грузооборота.

💲 Экономика
• Дефицит федерального бюджета РФ в 2026 году запланирован в объеме 3,786 трлн рублей. В 2027 году дефицит бюджета ожидается на уровне 3,186 трлн рублей, в 2028 году - 3,514 трлн рублей.
• Правительство России снизило прогноз по ненефтегазовым доходам федерального бюджета на 2025 год на 2,28 трлн рублей. Теперь власти ожидают поступлений в размере 27,9 трлн рублей вместо первоначальных 30,2 трлн рублей.
• За неделю российские международные резервы выросли на 0,1% и достигли рекордной отметки $713,3 млрд. Рост произошел из-за положительной переоценки.
06.10.25
Механизм прослеживаемости импорта заработает в ЕАЭС

Евразийский межправительственный совет принял решение о начале действия механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, через девять месяцев.

После проведения пилотного проекта, который реализовывался в странах Союза с 1 июля 2022 года по 30 июня 2025 года, система будет внедрена на постоянной основе.

Теперь будут прослеживаться:
✔️ холодильники и морозильники бытовые (12 кодов ТН ВЭД ЕАЭС),
✔️ машины стиральные, бытовые или для прачечных, включая машины, оснащенные отжимным устройством (6 кодов ТН ВЭД ЕАЭС),
✔️ аппаратура приемная для телевизионной связи, включающая или не включающая в свой состав широковещательный радиоприемник или аппаратуру, записывающую или воспроизводящую звук или изображение (16 кодов ТН ВЭД ЕАЭС).

Полный перечень товаров будет рассмотрен до конца года Советом Евразийской экономической комиссии дополнительно.

Предполагается, что система позволит эффективно бороться с "серой" продукцией и укрепит экономическую безопасность всего Союза.

06.10.25
Важное за прошедший день

❌ Санкции
• США приняли ограничительные меры в отношении компаний из России, Китая и других стран, которые используют «дочек» или иностранные филиалы для обхода ограничений на экспорт оборудования для производства чипов, и ряда других товаров и технологий.

🌏 В мире
• Транзит судов через Босфорский пролив в Стамбуле приостановили в обе стороны. Причиной стал заглохший сухогруз, направляющийся в Россию.
• Аэропорт Кабула отменил все рейсы из-за отключения интернета на всей территории Афганистана.

🚦 Перевозки
• Объём ж/д перевозок между Казахстаном и КНР вырос на 10%. С начала года грузовые поезда перевезли между странами 23,3 млн тонн грузов. Планируется, что до конца этого года объем перевозок составит 35 млн тонн, что на 11,5% выше уровня прошлого года.
• Россия и Судан подписали меморандум о взаимопонимании в области транспорта и транзита. Документ предусматривает совместные усилия по развитию морских и сухопутных маршрутов и совершенствованию транзитных коридоров. Стороны также договорились содействовать модернизации и переоснащению железнодорожных систем, морских и воздушных портов.

🚛 Авто
• В связи с предстоящими национальными праздниками в Китае с 1 по 7 октября 2025 года будут закрыты все автомобильные пункты пропуска, расположенные на монгольско-китайском участке границы.
• Первый автомобиль в рамках системы TIR прошел через погранпереход Краскино — Хуньчунь.
• Турция предоставит казахстанским автоперевозчикам возможность погрузки и разгрузки грузов в своих морских портах, что ранее было доступно только для турецких компаний.
• С 30 сентября 2025 года Турция вводит дорожный контроль иностранных грузовых автомобилей. Новый механизм проверки разрешительных документов и соблюдения международных правил начнут применять непосредственно на маршрутах следования, а не только на пограничных пунктах пропуска.
• Въезда из Беларуси в страны ЕС ожидают 3240 фур.

✈️ Авиа
• Российская авиакомпания Azimuth Airlines начала выполнять полеты по маршруту «Краснодар – Самарканд».
• "Аэрофлот" начал выполнять рейсы между Новосибирском и вьетнамским Нячангом.

🚂 Ж/д
• В Казахстане ввели в эксплуатацию вторую линию железной дороги Достык – Мойынты, предназначенную для усиления грузового транзита из КНР.
• Через погранпереходы с КНР в январе-августе перевезли 27,2 млн тонн грузов в экспортно-импортном сообщении. Это соответствует уровню перевозок за аналогичный период 2024 года. На экспорт через российско-китайские пункты пропуска за 8 месяцев 2025 года по сети РЖД отправили 25,6 млн тонн грузов (+0,2%).

🛳 Море
• В августе 2025 года грузооборот портов Арктического бассейна снизился на 19,3% относительно показателя августа 2024 года. Экспорт сократился на 26,8%. Каботаж уменьшился на 2,7%. В импорте было перевалено на 5,9% меньше, чем годом ранее. В августе 2025 года доля Арктического бассейна в общем грузообороте всех морских портов России соответствовала 7,9%. В августе 2025 года доля порта Мурманск в общем грузообороте Арктического бассейна составляла 52,1%, Сабетта обработала 27%, на Варандей приходилось 6,7%.

💱 Мировая торговля
• Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) временно обнулил ввозные пошлины на бензин, дизтопливо, судовое топливо и авиакеросин. Мера введена сроком до 30 июня 2026 года.
• Правительство России продлило действие запрета на экспорт бензина для всех участников.

02.10.25
Компания «Казакстан темір жолы» продлила до конца года запрет, введенный с 21 сентября, на прием к перевозке крытых вагонов, полувагонов, зерновозов и цистерн (кроме пищевых, газовых и химических) иностранной приписки на все станции Казахстана, а также при экспорте через МГСП Достык, Алтынколь, Актау-порт (перевалка) и Курык-порт (перевалка).
           Такое решение обусловлено увеличением количества вагонов в сети КТЖ (более 162 тыс. единиц, при этом рабочий парк превышает 94 тыс., из них 45 тыс – приписки других железнодорожных администраций), а также наличием более 90 временно отставленных от движения поездов.
           Запрет не распространяется на оформление грузов для строительства и модернизации железнодорожной инфраструктуры.
26.09.25
Кризис на российско-казахстанской границе: посовещались и решили

Председатель Комитета по транспорту и логистике Делового Центра экономического развития СНГ Екатерина Еремина провела экстренное совещание, посвященное критической ситуации на российско-казахстанской границе, где скопились тысячи грузовых автомобилей.
В нем приняли участие представители Росгранстроя, Минтранса России, руководители ведущих транспортных компаний и отраслевых ассоциаций, а также представители стран ЕАЭС.

❔ Что решили?

- Организовать в течение ближайших 1–2 недель рабочую поездку в Казахстан для проведения переговоров на уровне министра транспорта республики.
- Сформировать пакет документов с описанием выявленных проблем и предложениями по их устранению для направления в профильные ведомства.
- Вынести системные вопросы на рассмотрение в рамках Евразийской экономической комиссии.

🤔 «В течение 1-2 недель», понимаете? А там сейчас, по последним данным, уже как минимум тысяч пять фур ожидает на стоянках… Сколько же наберется за то время, пока поездку организуют, переговоры проведут и о чем-нибудь договорятся?
24.09.25
🚛 7000 фур на границе Китая с Казахстаном

Уже упоминали об очередях фур на границе Китая с Казахстаном.

По последним данным, там скопилось около 7000 большегрузов.
23.09.25
Пробки на границе России и Казахстана и закрытие польско-белорусской границы.

Отметим следующее.
Вроде бы погранпереходы на белорусско-польской границе откроют через день - в ночь со среды на четверг. Об этом заявил польский премьер-министр Дональд Туск. Соответствующий документ должны подписать уже сегодня.

Вроде бы – потому что в пятницу в СМИ также прошла информация об открытии границы. Тогда утверждалось, что 20 сентября границу откроют для поездов, а 22 сентября - для всех остальных транспортных наземных средств. Но до сих пор этого не случилось.

Ждем.

22.09.25
🚛 Кто виноват в скоплении грузовиков на казахстанско-российской границе?
После многочисленных сообщений в сети и СМИ об ухудшении ситуации в пунктах пропуска на казахстано-российской границе последовали официальные комментарии.

🇷🇺 ФТС России заявила, что ухудшения обстановки на границе с Казахстаном из-за действий мобильных групп таможенных органов нет, а российские таможенные органы не создают препятствий для свободного перемещения ТС и товаров в рамках взаимной торговли. Проверка товаров проводится строго в соответствии с действующим законодательством и направлена на защиту экономических интересов страны, а также жизни и здоровья россиян.

Ведомство также указало, что скопления транспортных средств формируются на стоянках на территории Казахстана, а не в пунктах пропуска. С российской стороны скоплений и очередей нет.

🇰🇿 Вчера с заявлением на эту тему выступила и казахстанская сторона. В Министерстве транспорта Казахстана по итогам проверки автомобильных пунктов пропуска сообщили о значительном скоплении грузовых машин на некоторых автомобильных пунктах пропуска на границе с Россией.

"По итогам обследования установлено, что на ряде пунктов пропуска наблюдается значительное скопление транспортных средств на нейтральной полосе в сторону РФ, особенно грузового автотранспорта. Это приводит к образованию очередей, замедлению пропускных процедур и дополнительным затратам времени для участников, как следствие и на стороне Казахстана", - сказано в сообщении.

Ситуация во многом обусловлена ужесточением мер контроля со стороны России.

"В частности, усилены процедуры проверки грузов, увеличено время досмотра транспортных средств, а также введены дополнительные меры по проверке документов и соблюдению санитарных и фитосанитарных требований", - пояснили в Минтрансе РК.

🤔 Вот и получается, что российская ФТС прозрачно намекает на проблемы с документами у въезжающих перевозчиков – «Если все документы в порядке, проверочные мероприятия занимают не более 8 минут», казахский Минтранс жалуется на ужесточение контроля со стороны РФ, а водители фур, как всегда, оказываются крайними в этих межгосударственных разборках.
10.09.25
🇪🇺 ЕС готовит вторичные санкции

В рамках готовящегося 19-го пакета санкций ЕС против РФ впервые может быть применен механизм вторичных санкций против Казахстана и Китая.

🇰🇿 Что касается Казахстана. Ни для кого не секрет, что в последние годы страны СНГ стали главными центрами реэкспорта в Россию санкционной продукции. Казахстан, кстати говоря, в меньшей степени.

Вполне возможно, что вторичные ограничения против РК все-таки будут введены. В результате цены на европейские товары могут вновь подскочить. Еще больше сократится окно возможностей по доставке продукции из ЕС, значительно усложнятся логистические и финансовые схемы, компаниям придется прикладывать все больше усилий для организации грузоперевозок, в итоге рост цен на товары из Европы может быть даже многократным, а их доступность сильно сократится.

🛢 Но, конечно, вторичные санкции больше нацелены на торговлю энергоносителями.
21.08.25
На границе с Казахстаном коллапс

🇰🇿 Ассоциация автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов обратилась к члену коллегии (министру) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Руслану Давыдову с письмом, в котором поднимаются проблемы доставки грузов из Казахстана в Россию.

Речь идет о заторах на пограничных переходах между странами и связанных с ними
∙ увеличении сроков (в среднем за год выросли на 32% и могут составлять до трех суток);
∙ росте тарифов (на 25%);
∙ увеличении издержек перевозчиков (сутки простоя фуры на погранпереходе обходятся в 20 тысяч рублей).

⌛️ Почему выросло время пересечения границы?

🔸 Главный фактор – регулярный досмотр грузов.
С января по август доля проверок выросла на четыре процентных пункта, достигнув 99 процентов. Республика усилила контроль за оформлением сопроводительных накладных и перевозкой отдельных категорий товаров, что связано с западными санкциями.

🔸 Стоит добавить к этому неготовность инфраструктуры.
Например, на пункте «Петухово-Жана Жол» не хватает полос и подъездных путей, стоянок и пунктов питания, а на пункте «Бугристое-Кайрак» постоянно теряет данные система электронной очереди.
Усугубляют ситуацию сбои при обмене VIN-номерами и страховыми данными.

🤔 В конце прошлого месяца Министерство финансов Казахстана предложило поправки в правила пересечения границы для грузового транспорта, что должно ускорить процесс. Однако есть опасения, что в текущих условиях изменения могут привести к дополнительным расходам перевозчиков и новому росту тарифов.

Ассоциация предложила меры, которые позволили бы снизить остроту проблемы:
⁃ закрепить критерии распределения приоритетных мест в очереди,
⁃ синхронизировать правила приоритетного пересечения границы с российской стороны,
⁃ обновить механизм синхронизации данных между странами (только эта мера позволила бы сократить время перехода границы на 30 процентов),
⁃ ускорить модернизацию погранпереходов.

👀 Продолжаем следить за ситуацией.
24.07.25
«Умная таможня»: Казахстан-Китай

Казахстан и Китай запускают инновационный пилотный проект «Умная таможня», который в том числе предусматривает выполнение беспилотных автомобильных грузоперевозок через границу. Эксперимент будут проводить в сопредельных пунктах пропуска «Бахты» (Казахстан) и «Покиту» (Китай). Помимо беспилотной доставки грузов, в рамках пилотного проекта введут единую электронную декларацию и переведут оформление всех документов в цифровой формат.

Пилотный проект включает в себя:
✔️ внедрение беспилотных технологий – доставка грузов между двумя странами на участке границы «Бахты-Покиту» будет осуществляться беспилотными грузовиками;
✔️ цифровизацию таможенной логистики – будет запущена единая электронная декларация, которую признают обе страны, оформление документов и сопровождение грузов станет полностью цифровым.

🤖 Благодаря автоматической навигации и системам контроля грузы смогут пересекать границу круглосуточно и почти без участия людей.

Проект позволит:
⁃ сократить время на таможенное оформление,
⁃ повысить прозрачность и безопасность логистических операций,
⁃ снизить транспортные издержки,
⁃ увеличить грузопоток до 10 млн. тонн в год,
⁃ разгрузить автомобильную инфраструктуру на границе,
⁃ простимулировать развитие логистических хабов,
⁃ Казахстану нарастить экспорт в Китай аграрной продукции.

Кстати говоря, еще осенью 2023-го года были новости, что Россия и Китай тоже планируют запустить трансграничные беспилотные автомобильные перевозки. Однако этот проект так до сих пор и не реализован. Эксперимент рассчитывали провести на базе нового автомобильного моста «Благовещенск-Хэйхэ». Пока инфраструктура с российской стороны, необходимая хотя бы просто для полноценного обслуживания транспортного потока, еще не готова.

16.07.25
Автоперевозки выходят из спада

«Коммерсантъ» рассказывает о стабилизации рынка автомобильных грузоперевозок в России после затянувшегося падения.

По данным биржи грузоперевозок ATI.SU, количество заявок на автоперевозки и цены на них во втором квартале, в противоположность первому, выросли. Число заявок выросло на 41% по сравнению с первым кварталом, что обеспечило прирост и по первому полугодию в целом — на 16%. Средние цены на перевозки по стране к началу июля поднялись на 5,7% за три месяца. 3 % составляет отставание средних цен на автоперевозки внутри РФ от уровня первого полугодия 2024 года.

Несмотря на восстановление спроса и цен на перевозки говорить о переломе ситуации рано, ведь даже номинальные цены все еще остаются более низкими, чем год назад, а реальные ниже на 10–15%. Сложностей добавляет недоступность кредитов в условиях высокой ключевой ставки. И конечно, главная проблема с начала 2025 года и по настоящее время — это дефицит грузов. Он связан со снижением покупательной способности, а также c экономическими и геополитическими факторами.

🌍 Про международные грузоперевозки

В международном сообщении, по данным ATI.SU, тенденции также существенно изменились. Если по итогам первого квартала лучшую динамику показали экспортные перевозки, то во втором количество таких заявок упало (на 32% к первому кварталу), тогда как на перевозку в импортном сообщении оно увеличилось на 20% по сравнению с первым кварталом и на 50% в годовом выражении, а цены за год выросли сразу на 22%. В ATI.SU отмечают заметное падение спроса на перевозки в Казахстан (на 20% в годовом выражении). В импортных перевозках наблюдается прирост практически по всем ключевым направлениям, но особенно на китайском (на 178% за полугодие).

Рост импорта обуславливают:
∙ сезонным фактором, так как с июня начинается постепенная подготовка к высокому сезону;
∙ перегруженностью ж/д инфраструктуры на восточном направлении, из-за чего грузы перетекают на более доступный и гибкий автомобильный транспорт;
∙ логистическими ограничениями, связанными с геополитической и экономической ситуацией.

Что же до экспортных поставок, то автотранспорту сейчас сложно конкурировать по стоимости и скорости доставки с контейнерными перевозками.

🇨🇳 Участники рынка международных автоперевозок вновь обращают внимание на тревожную тенденцию: во внутрироссийских перевозках местные компании испытывают серьезные трудности в связи с активностью китайских перевозчиков. Последние, доставив груз в Россию, на обратном пути берут любые грузы по минимальным тарифам, чтобы исключить порожний пробег до границы.

🇰🇿 Драйвером роста международных цен выступил Казахстан, где наиболее острая проблема в настоящее время – это проверки и досмотры на границе. Из-за заторов на казахстанской границе повышен спрос на альтернативные маршруты автодоставки, например, через Маньчжурию, и соответственно увеличена стоимость автоперевозок.

❔ Что дальше?

До конца года участники рынка ожидают сохранение положительной динамики, однако многое будет зависеть от внешних факторов, в первую очередь от ключевой ставки.

15.07.25
Минфин Казахстана объясняет

Спустя почти месяц с тех пор, как участники транспортно-логистического рынка отметили увеличение срока прохождения границы с Казахстаном по причине усиления досмотра, Минфин Республики, а точнее Комитет государственных доходов, дал разъяснения на этот счет.

Напомним, с середины июня казахстанские пограничники досматривают на пунктах пропуска 99% следующих в Россию грузов, что резко увеличило время, необходимое для пересечения границы — с 10 минут до трех суток.

🗣 Вот, что говорят в ведомстве.

Усиление досмотра фур связано с контролем за спецгрузами и выявлением запрещенных грузов. Усиленные меры досмотра не нарушают условия договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), поскольку он предполагает применение национального законодательства стран-частниц по введения единых стандартов экспортного контроля.
«… согласно закону Республики Казахстан «О контроле специфических товаров», органами государственных доходов на границе со странами ЕАЭС осуществляется контроль за перемещением специфических товаров».

Некоторые товары требуют разрешения Минпромстроя Казахстана. Также ведется контроль за продукцией, вывоз которой ограничен, включая товары, прошедшие таможенную очистку по сниженным ставкам ВТО, – их вывоз в ЕАЭС запрещен.

В Комитете заверили, что сбои в работе электронной очереди устранены и система функционирует стабильно по всей границе.
19.06.25
На границе с Казахстаном ужесточили досмотры

⌛️ Участники рынка грузоперевозок жалуются на увеличение времени проверок фур на казахстанской границе из-за усиления правил досмотра, дефицита инфраструктуры на погранпереходах и сбоев в работе электронных очередей.
🚚 Заторы фиксируются на пунктах пропуска
Петухово — Жана Жол,
Бугристое — Кайрак,
Веселоярск — Ауыл.

➡️ Какие проблемы?

Сейчас время пересечения фурами пунктов пропуска между Россией и Казахстаном увеличилось в среднем до трех суток. Теперь 99% грузов, следующих в Россию, досматривают на пунктах пропуска. При перевозке сборных отправлений эта процедура, обычно занимающая примерно десять минут, растягивается на 72 часа. Так таможня Казахстана отслеживает соблюдение требований к обязательному оформлению сопроводительных накладных на товары и ограничения на перевозку отдельных товарных групп без специальных разрешений — справок от Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР).

🔎 Кроме сборных грузов таможенники особо тщательно проверяют:
∙ продукты питания,
∙ медицинские препараты,
∙ товары, требующие специальных разрешений или сертификации, — это промышленные грузы, техника и химическая продукция.

В итоге сроки доставки на направлении в январе—апреле выросли на 32% (например, среднее время перевозки из Алма-Аты в Москву возросло до 11–14 дней), а стоимость — до 25% из-за дополнительных затрат на хранение и обработку. Простой транспорта, необходимость срочного оформления дополнительных документов, штрафы за просрочку доставки неизменно связаны с убытками для компаний. Все это снижает рентабельность перевозки и создает дополнительную нагрузку на транспортные компании.

🤷‍♀️ Почему так?

Ужесточившиеся досмотры связаны с усилением экспортного контроля и необходимостью соблюдения новых нормативных требований.

Требования к обязательному оформлению сопроводительных накладных были усилены таможней Казахстана в начале года в связи с изменениями в законодательстве и ужесточением контроля за качеством и легальностью перевозимых товаров, а также с противодействием контрабанде и фальсификациям. Необходимость этих мер объясняется стремлением повысить прозрачность товарооборота и защитить внутренний рынок. Сейчас экспортный контроль проходят все грузы, которые следуют через территорию Казахстана, — и для юридических, и для физических лиц.

Кроме того, разработан перечень товарных групп, для экспорта которых требуются специальные разрешения от МИИР или комитета государственных доходов Минфина Казахстана, так называемые справки МИИР. За полтора года этот список увеличился на 25%, до 145 кодов.

❕ Что делать?

Участники рынка говорят, что решить проблему помогут:
⁃ ускоренная модернизация погранпереходов, в том числе автоматизация весового контроля и запуск инспекционно-досмотровых комплексов на всех ПП между Россией и Казахстаном;
⁃ синхронизация данных таможенных служб РФ и РК и информации в электронной очереди;
⁃ запуск системы единого окна (этот механизм позволяет участникам торговых и транспортных операций предоставлять информацию и документы через единую точку входа для выполнения всех требований, которые связаны с импортом, экспортом и транзитом) для обмена данными с госорганами;
⁃ создание зеленого коридора для скоропортящихся грузов и передача полномочий одному уполномоченному органу на КПП.

P.S. От себя заметим, что проблемы с заторами на погранпереходах с Казахстаном, как правило, эпизодическое явление. Они периодически появляются и спустя некоторое время исчезают.
16.05.25
Про коридор грузоперевозок из РФ по Иртышу

🇰🇿 🇨🇳 На днях на первом транспортном форуме «Казахстан-Китай» состоялась встреча профильных министров двух стран, в ходе которой обсуждалось создание мультимодального транзитного коридора «Россия-Казахстан-Китай», в состав которого войдет река Иртыш, и создание речного маршрута с использованием трансграничной реки Или от г. Кунаев (РК) до г. Инин (КНР).

Грузовые перевозки между странами хотят частично перевести на речной транспорт, чтобы разгрузить автомобильные и железные дороги и снизить стоимость доставки товаров.

При этом переговоры между Китаем и Казахстаном полностью вписываются в стратегию России, где уже на протяжении года активно готовится проект по частичной переориентации грузовых перевозок на речной транспорт для сообщения как внутри страны, так и с другими государствами.

В частности, для наращивания грузовых перевозок по реке Иртыш в Омской области планируют открыть мультимодальный логистический комплекс. Он станет центром перевалки грузов на различные виды транспорта (автомобильный, железнодорожный, речной) и будет способствовать развитию того самого международного проекта с Китаем и Казахстаном «Единая река – единый путь».

Предполагается, что по Иртышу можно будет перевозить до 2,5 млн. тонн грузов в год. Но для этого еще нужно провести дноуглубительные работы на отдельных участках реки, сформировать специальный флот, создать речные базы для погрузки, разгрузки и перевалки товаров, а также в принципе определить, какие категории грузов прежде всего переведут на речной транспорт.
31.03.25
Казахстан, Россия и Китая обсуждают открытие логистического хаба

Власти Казахстана обсуждают с Россией и Китаем возможность открытия логистического хаба в Восточно-Казахстанской области в связи с началом строительства аэропорта возле города Зайсан и завершением реконструкции автодороги Калбатау - Майкапшагай.

Аэропорт близ Зайсана хотят оснастить взлетно-посадочной полосой длиной 2,2 тыс. метров, что обеспечит прием современных воздушных судов. После запуска воздушной гавани планируются международные направления в Урумчи, Алтай и Канас в Китае.

Кроме того, в планах строительство речного порта в поселке Тугыл. На начальном этапе обеспечат перевозку грузов автотранспортом до порта Тугыл, дальше в сторону РФ будет установлено речное судоходство. Предполагается, что первоначальный объем грузов составит 2 млн тонн, с увеличением до 10 млн тонн.

При этом власти Казахстана обсуждают с представителями Китая строительство железнодорожного пункта перехода, который соединит с железной дорогой порт Тугыл и будет направлен на создание мультимодального логистического маршрута Китай - Казахстан - Россия с выходом на Обь и далее к Северному морю
21.02.25
Про альтернативные маршруты из Китая в Евросоюз или Как Китай грузы перенаправляет
🇰🇿 Значимое место в этой истории занимает Казахстан и казахстанский национальный перевозчик KTZ.

На недавней встрече председателя правления «КТЖ» Нурлана Сауранбаева с членом политбюро Центрального комитета Коммунистической партии КНР, секретарем партийного комитета СУАР Ма Синжуем в китайском городе Урумчи обсуждался вопрос развития железнодорожных перевозок между Китаем и Казахстаном.

На 2025-2026 годы намечены следующие планы:
- создание транспортно-логистического хаба в Алматинской агломерации (власти Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) в Китае инвестируют в него 1 млрд. юаней, почти 140 млн. долларов),
- развитие пограничного перехода «Достык/Алашанькоу»,
- скорейшая реализация строительства железнодорожной линии «Бахты-Аягоз».

Напомним: строительство еще одной железнодорожной линии, ведущей к границе с КНР, в Казахстане началось в декабре 2023-го года. Дорогу «Бахты-Аягоз» длиной 272 км должны ввести в эксплуатацию в 2027-м году. Помимо прокладки железнодорожных путей, проект также предусматривает возведение еще одного пограничного перехода между странами — «Бахты/Чугучак».

В ходе визита в Урумчи состоялась еще и встреча с председателем правления местной железной дороги Го Цзианем, в результате которой стороны договорились увеличить в два раза подачу поездов из Казахстана в Китай
🔸 с 1-го марта текущего года через погранпереход «Алтынколь/Хоргос» — с 8 до 15 поездов в сутки,
🔸 с 1-го июля текущего года — через погранпереход «Достык/Алашанькоу», с 14 до 28 поездов в сутки.

В 2024 году объем грузовых железнодорожных перевозок между Китаем и Казахстаном достиг рекордного значения в 32 млн. тонн, что на 13% больше показателей 2023-го года.

Стоит отметить, что развитие транспортной и логистической инфраструктуры в Казахстане является одним из приоритетных направлений инвестиционной деятельности Китая, поскольку именно через Казахстан проходит несколько важных транспортных коридоров, в том числе Транскаспийский маршрут, который обеспечивает связь КНР и ЕС в обход России, а потому считается актуальным и для Евросоюза.
20.02.25
Коротко по делу

Российская сторона приступила к реконструкции МАПП «Озинки» на границе с Казахстаном. Работы должны завершить до конца 2027-го года. В результате через этот участок границы смогут пропускать в 5,5 раз больше транспортных средств, чем сейчас. Кроме того, здесь планируют установить портальные инспекционно-досмотровые комплексы, которые позволяют сканировать грузовые автомобили в движении. Это значительно ускорит доставку товаров между двумя странами.
14.02.25
Казахстан вводит предварительное информирование о товарах

🚚 В Казахстане продолжается работа по поэтапному внедрению таможенной ИС «Keden». В частности, с 17 февраля 2025 года вводится в эксплуатацию функционал предоставления предварительного информирования о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом.

🛃 Полученные данные таможенные органы будут использовать для ускорения совершения таможенных операции и оптимизации проведения таможенного контроля. Заблаговременная подача предварительной информации позволит сократить сроки прохождения таможенных операций и интегрированного контроля смежных служб при прибытии товаров и транспортных средств на территорию ЕАЭС.

📝 Инструкцию по порядку заполнения и регистрации предварительной информации при перемещении товаров автомобильным транспортом в системе можно найти на главной странице портала (https://keden.kgd.gov.kz/).
12.02.25
Коротко по делу

Перевозчикам из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) снова разрешили (http://zan.gov.kz/client/#!/doc/207062/rus) доставлять грузы в Казахстан с перецепкой или перегрузкой в стране транзита. Соответствующий документ вступит в силу с завтрашнего дня и будет действовать на протяжении всего 2025-го года. Правда, послабления будут применяться только при условии наличия разрешений, выданных первоначальному перевозчику. Их отсутствие будет наказываться штрафом.
31.01.25
Вопросы логистики, транспорта и торговли обсудили в Казахстане

Вчера премьер-министр РФ Михаил Мишустин прибыл в Алма-Ату в рамках трехдневной рабочей поездки в Казахстан.

Рассказываем о деталях визита, касающихся транспорта и логистики.

Одной из главных тем стало развитие коридора Север-Юг.

🚚 Также обсуждали вопросы развития пунктов пропуска на российско-казахстанской границе и строительства новых дорог, в том числе автомобильных, которые пройдут через территорию России, дорожной инфраструктуры.

Говорили о модернизации шести автомобильных пунктов пропуска на границе между двумя государствами. Провозные мощности пограничных переходов планируют нарастить как минимум в два раза, однако, какие именно пункты пропуска прежде всего подпадут под реконструкцию, пока не уточняется. Стороны договорились проводить строительные работы одновременно, чтобы запустить увеличенный транспортный поток через границу синхронизированно.

🚆 Рассматривали строительство новой железной дороги «Бахты-Аягоз» и еще одного пункта пропуска на границе Казахстана с КНР. Этот проект должен стать значимым шагом в развитии транзитных перевозок между Китаем, Казахстаном и Россией. Как ожидается, новая дорога длиной 272 км позволит нарастить грузооборот между Казахстаном и КНР еще на 20 млн. тонн. Ее рассчитывают открыть для движения в 2027-м году.

⚓️ Астана готова улучшать для российских экспортеров возможности для использования мощностей портов Актау и Курык, там проведены углубительные работы, и теперь от РФ ждут аналогичных работ в Махачкале.

💱 Обсуждали планы по наращиванию взаимного товарооборота — за счет расширения перечня поставляемой продукции, достижения договоренности о частичном снятии ограничений на поставки мясной продукции из Казахстана в РФ.

Основным торговым партнером Казахстана остается Евросоюз (35% совокупного товарооборота страны). До 2023 года Россия занимала второе место, но затем уступила эту позицию Китаю (21% товарооборота Казахстана) и сместилась на третью позицию (18%).

За январь—ноябрь 2024 года товарооборот с РФ превысил $24,2 млрд (за полный 2023 год — $27 млрд). Поставки в РФ за 11 месяцев составили $8,3 млрд, сократившись на 11% в годовом выражении, а из РФ выросли на 5% — до $15,9 млрд.

В планах нарастить товарооборот до $30 млрд — для этого необходимо расширить номенклатуры поставляемых товаров. Среди достигнутых в четверг договоренностей — частичное снятие введенных РФ из-за эпизоотической ситуации в Казахстане ограничений на экспорт мяса и мясной продукции — пока из южных и юго-восточных регионов.
30.01.25
Цитата дня

Специальный посланник Евросоюза по санкциям Дэвид О’Салливан:

"Европейский союз полностью уважает позицию Казахстана не присоединяться к санкциям Европейского Союза. И мы не настаиваем и не будем настаивать на том, чтобы Казахстан принял санкции. У нас нет никакого намерения вмешиваться или каким-либо образом портить законные торговые отношения России с Казахстаном, которые длятся уже много лет".
22.01.25
В Казахстане бушует непогода

Как всегда в холодное время года, непогода вносит свои коррективы в логистические процессы. В этот раз под удар стихии попал Казахстан.

🚚 На 43 автомобильных дорогах в 15 областях Казахстана введено ограничение для передвижения транспорта. Всего по сети дорог республиканского значения ограничение действует на более чем 6000 километров, что составляет 25% от всей сети дорог указанной категории. Такие меры приняты из-за ухудшения погодных условий - сильного ветра, снегопада и гололедицы.

✈️ Вчера по этим же причинам была временно закрыта взлетно-посадочная полоса в аэропорту Астаны.

В ближайшие дни на севере и в Астане прогнозируют осадки и понижение температуры до -35 градусов.

В связи с этим могут наблюдаться задержки в грузоперевозках, выполняемых автомобильным и авиатранспортом.

15.01.25
Новый механизм выдачи дозволов в Казахстане

С сегодняшнего дня в Казахстане вступает в силу новый механизм выдачи бланков иностранных разрешений на международные автомобильные перевозки грузов. Он должен автоматизировать процесс распределения иностранных дозволов.

🚚 Какие изменения?

1. Подать заявку и получить необходимый бланк можно через специальную платформу E-license.

2. Срок рассмотрения заявления сократился с двух рабочих дней до 40 минут, а само разрешение должны выдать максимум через день, что в 8 раз быстрее, чем прежде.

3. Отменен принцип распределения дозволов в соответствии с предыдущей активностью перевозчика на рынке. Если ранее 50% бланков закреплялись за определенным пулом транспортных компаний, то сейчас все полученные страной разрешения будут выдавать по факту конкретной перевозки.

4. Срок действия самого бланка сокращается со 100 до 30 дней, а в дефицитные бланки, чтобы исключить их перепродажу, будут вносить название компании и государственный номер транспортного средства.

5. Чтобы подтвердить факт того, что дозвол был использован именно тем перевозчиком, которому он был выдан, выезд за границу по иностранному разрешению будет фиксироваться в информационной системе «Беркут».

6. Меняются условия внесения платы за выдачу разрешения. Теперь заплатить за бланк дозвола можно будет только в онлайн-режиме — не позднее 40 минут после того, как была одобрена соответствующая заявка.

👍 Новый механизм распределения дозволов должен

- упростить международные перевозки,
- обеспечить выход на рынок любой транспортной компании, имеющей международный допуск,
- создать здоровую конкуренцию,
- исключить коррупционный фактор и перепродажу дефицитных бланков,
- снизить издержки добросовестного бизнеса и одновременно стоимость доставки иностранных товаров.

02.12.24
Цитата дня

Заместитель премьер-министра Казахстана Серик Жумангарин заявил, что страна не будет соблюдать санкции в ущерб собственным производствам.
«Речь идет о том, что есть определенные товары, которые производятся у нас, и они попадают в санкционную линейку. И мы сказали: по этим товарам мы никаких рестрикций делать не собираемся, поскольку за этим стоят у нас большие трудовые коллективы, иногда целые моногорода, где эти производства находятся, поэтому это очень важно», — пояснил он.
🇰🇿 В то же время Казахстан не намерен выступать в качестве страны для обхода санкционных ограничений, подчеркнул заместитель премьера.
Made on
Tilda